X

Обзор прессы от 25.10.2016

25.10.2016

ТАСС; 24.10.2016; РОСТРАНСНАДЗОР ПРОВЕДЕТ ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ АВИАКОМПАНИИ «СКОЛ» И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК

Ространснадзор планирует провести внеплановые проверки авиакомпании «Скол», вертолет которой – Ми-8 – 21 октября потерпел крушение в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Об этом говорится в сообщении ведомства.
«В настоящее время управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому и Уральскому федеральным округам Ространснадзора проводят процедуры согласования с органами прокуратуры внеплановых проверок соблюдения требований законодательства в области гражданской авиации по вопросам подготовки членов экипажей и поддержания летной годности воздушных судов ООО «Авиакомпания «Скол» и посадочных площадок», – отмечает ведомство.
Ранее Росавиация заявляла, что планирует проверить действия экипажа по принятию решения на вылет при неблагоприятной погоде.
Вертолет Ми-8 авиакомпании «Скол», перевозивший сотрудников подрядной организации по маршруту Сузунское месторождение – Новый Уренгой, вечером 21 октября совершил жесткую посадку в 80 км северо-западнее населенного пункта Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. На борту находились 22 человека, 19 из них, в том числе три члена экипажа, погибли.
По факту крушения вертолета возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).
Следствие рассматривает три основные версии крушения: нарушение правил эксплуатации и безопасности полета, отказ техники и неблагоприятные метеоусловия.

ТАСС; ЭЛЬВИРА БАЛГАНОВА; 24.10.2016; МЕСТНЫЕ КОМПАНИИ ПОМОГУТ ПОДРЯДЧИКУ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВОЙ ВПП В АЭРОПОРТУ УЛАН-УДЭ

Местные компании – строительные и поставщики стройматериалов – помогут подрядчику (Новороссийский филиал ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России»), отстающему по графику в возведении новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) в Международном аэропорту «Байкал» в Улан-Удэ. Об этом сообщили в правительстве Бурятии со ссылкой на главу республики Вячеслава Наговицына.
«Ситуацию можно поправить, если подключить наши подрядные организации. Те, которые занимаются строительством дорог. У нас есть высвобожденные мощности. Мы можем оказать генподрядчику существенную поддержку и помощь», – сказал Наговицын.
По его словам, уже обсуждался и вопрос обеспечения стройматериалами. «Здесь есть понимание, что мы можем полностью закрыть их нашим материалом, в том числе цементом – всего этого у нас достаточно», – отметил глава региона, добавив, что «цены, конечно, должны быть конкурентными». Войти в запланированный ранее график планируется в середине ноября, уточнил он.
В минувшую пятницу ход строительства новой ВПП проинспектировал замминистра транспорта России Валерий Окулов, который отметил очевидное отставание от графика. Между тем, в правительстве Бурятии сообщили, что сейчас строители в связи с этим перешли на круглосуточный режим работы.
Возведение новой ВПП в воздушной гавани Улан-Удэ началось две недели назад, оно ведется в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Бюджет проекта – 3,8 млрд рублей. Начать принимать самолеты всех типов новая полоса должна к концу 2017 года.

ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ; 25.10.2016; КОМИССИЯ МАК ПРИСТУПИЛА К РАССЛЕДОВАНИЮ КАТАСТРОФЫ ВЕРТОЛЕТА ROBINSON В ЗАБАЙКАЛЬЕ

Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию в Забайкальском крае авиационного происшествия с вертолетом Robinson R44 RA-04347, принадлежащим ООО «Урюмкан», сообщает пресс-служба ведомства.
«По имеющейся информации, находившиеся на борту пилот и два пассажира погибли, воздушное судно разрушено», – говорится в сообщении.
Комиссия приступила к работе.
Ранее сообщалось, что вертолет вылетел 22 октября около 19:15 по местному времени по маршруту Золотореченск – Джалал-Кадай. В место назначения воздушное судно не прибыло, на связь не вышло.
Фрагменты разрушившегося воздушного судна обнаружены 24 октября около 12:00 по местному времени в результате поисковых мероприятий в горной местности в 11 км южнее села Нижнее Гирюнино Балейского района. На борту находились летчик, владелец компании «Урюмкан» Сергей Бербидаев и главный инженер дочернего ООО «Дархан». Все они погибли.
По факту крушения вертолета возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; 25.10.2016; ПРАВИЛА ИГРЫ

Последнее время на российском авиационном рынке с новой силой раздаются призывы развивать конкуренцию, повышать доступность регионов, перевозок. Разумеется, с использованием отечественной авиатехники. Не успел авиарынок переварить мощности прекратившей ровно год назад полеты «Трансаэро», как общественности предложили два новых проекта. Почти одновременно стали широко обсуждаться идеи Минэкономики продать дочернюю авиакомпанию «Аэрофлота» – «Россию», придав ей статус «неинтегрированного игрока», а в Минтрансе заговорили о создании новой частной авиакомпании «Азимут» с парком из самолетов SSJ100.
Учитывая предысторию, создается ощущение, что авиакомпания становится инструментом решения сугубо государственных задач. Вариант продажи «России» ради повышения ее эффективности и развития региональных аэропортов выглядит сомнительным на падающем рынке, и особенно в отсутствие каких-либо инвесторов. Получается, что под прикрытием лозунгов «дополнительной конкуренции на рынке среднемагистральных перевозок» будут решаться социальные вопросы региональных властей и рынка труда. А проблем добавится самому «Аэрофлоту»: по неофициальным данным, в группе продажа «России» планировалась не ранее 2018 года, а сейчас перевозчик создает «отечественный авиахолдинг» «в соответствии с утвержденной госстратегией», и вообще в первую очередь хочет увеличить свою капитализацию.
Запуск с нуля авиакомпании специально для юга страны также выглядит далеким от бизнес-задач. Если в летний сезон «Азимут» мог бы встать на какие-то направления, то планы работы зимой пока неочевидны. А SSJ100 известны на рынке нестабильным и дорогостоящим послепродажным обслуживанием. Поэтому ситуация болезненно напоминает очередную попытку пристроить проблемный самолет.
Понятно, что в условиях дефицита бюджетных средств на поддержку даже запущенных проектов у чиновников есть соблазн прикрыть совершенные ошибки нагромождением новых идей. Остается надеяться, что суммарная погрешность для рынка окажется не слишком большой.

ГАЗЕТА.RU; ЕЛЕНА ПЛАТОНОВА; 24.10.2016; РЖД ХОТЯТ ПОБЛАЖЕК

«Российские железные дороги» (РЖД) просят у властей послабления тарифного регулирования в отношении экспортных грузоперевозок. РЖД предлагают Федеральной антимонопольной службе рассмотреть несколько вариантов для снижения дефицита бюджета компании: от упрощения и расширения системы скидок и надбавок до полного дерегулирования стоимости экспортных грузоперевозок.
Основной лейтмотив всех посланий госмонополии – изменение регулирования тарифов на экспортные грузоперевозки. В письме в адрес главы ФАС Игоря Артемьева от 12 октября (его копия имеется в распоряжении «Газеты.Ru») президент РЖД Олег Белозеров пишет о том, что необходимо рассмотреть вопрос дерегулирования железнодорожных тарифов на экспортные грузоперевозки, которые осуществляются через российские порты.
Сейчас тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом устанавливаются в соответствии с решениями российского правительства. В этом году индексация грузового тарифа составила 9%, при этом эффективная ставка для грузоотправителя должна была быть 7,5%.
Экспортные грузоперевозки – по сути, самая доходная статья РЖД. За первое полугодие 2016 года объем экспортных перевозок составил 212,6 млн т, а сумма платежей составила 197,2 млрд руб. (41,9% от всех доходных поступлений РЖД от грузоперевозок).
«В настоящее время во всей транспортной цепочке доставки грузов на экспорт через российские порты под государственным регулированием остается только железнодорожный тариф, в то время как тарифы остальных участников формируются на договорной основе», – отмечает Белозеров. Так, нерегулируемые услуги операторов подвижного состава по предоставлению полувагонов с января по сентябрь 2016 года подорожали более чем на 70% (с 500–600 до 950–1000 руб./ваг./сут.). Увеличилась и доля перевалки в портах в общей сумме транспортных расходов – на 7–26 п.п.
В ведомстве подтвердили получение письма, ответ на него прорабатывается.
На рост доли стоимости стивидорных услуг в общей цене транспортировки экспортных грузов жалуется и вице-президент РЖД Салман Бабаев (в письме замглавы ФАС Александру Редько от 18 октября). Тариф на перевозку угля из Западной Сибири в порты Дальнего Востока на расстояние 5983 км сопоставим по размеру со стоимостью услуги перевалки в порту Восточный: железнодорожный тариф – 1012,1 руб./т, стоимость услуг перевалки в порту – 817,5 руб./т, пишет Бабаев.
Бабаев считает необходимым реализовать один из двух вариантов: либо ввести прямое государственное ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке грузов в морских портах, либо снять ограничения на установление тарифов на экспортные грузоперевозки, в том числе в рамках тарифного коридора.
Вопрос о возможном госрегулировании услуг стивидоров в портах обсуждался в правительстве все лето. Но в последнем варианте законопроекта, разработанного ФАС, предлагается не вводить регулирование, но обязать портовиков рассчитывать свои услуги в рублях, а не в валюте, как делается в настоящее время, писал «Коммерсантъ».
Впрочем, в последнем письме президента РЖД Олега Белозерова в адрес главы ФАС Игоря Артемьева от 18 октября (в ФАС подтвердили получение и этого письма), которое было отправлено после сообщения Бабаева, Белозеров уже пишет о том, что вопрос о дерегулировании экспортных железнодорожных тарифов требует дополнительной проработки, поскольку «в настоящее время на рынке железнодорожных перевозок отсутствуют признаки конкуренции».
В то же время Белозеров признает: если дерегулировать экспортный тариф и увеличить его на 19,6%, это позволит снизить дефицит бюджета РЖД.
В компании ожидают, что на конец 2016 года дефицит бюджета составит 142,4 млрд руб. За счет реализации мер тарифного регулирования может быть компенсировано «80 млрд руб. из общей суммы убытков».
Но такое резкое повышение стоимости услуг РЖД не будет соответствовать параметрам прогноза социально-экономического развития, одобренного российским правительством.
Основными методами бюджетной балансировки Белозеров предлагает сделать внесение точечных изменений в прейскурант 10-01 (стоимость услуг РЖД по перевозке грузов), а также упрощение правил применения скидок и надбавок в рамках тарифного коридора.
Под точечными изменениями в РЖД подразумевают такую индексацию железнодорожных тарифов на грузоперевозки, которая позволит сократить диспропорции между тремя классами грузов (сильнее повысить тариф для угля и зерна, чем для цветных металлов).
Помимо этого, в числе предлагаемых мер – «возможность принятия решений об изменении тарифов при перевозках нефтеналивных грузов, сжиженных углеводородных газов, контейнерных перевозках в границах тарифного коридора от «минус 50% до плюс 25% на всех поясах дальности и во всех видах сообщения», сообщал ранее «Интерфакс» со ссылкой на материалы компании.
В настоящее время РЖД вправе предоставлять скидки либо применять надбавку к действующим ставкам, установленным ФАС, в рамках ценового коридора: от минус 25% до плюс 13,4%.
Совет потребителей РЖД, в который входят компании-грузоотправители и операторы подвижного состава, негативно оценил предложения РЖД, говорится в его сообщении от 19 октября. Участники объединения предлагают РЖД найти возможность компенсировать дефицит бюджета за счет оптимизации издержек и «изыскания внутренних резервов». Также в Совете выступают за рассмотрение варианта получения госсубсидий. Впрочем, в РЖД в середине октября заявляли, что просить субсидии на 2017 год «точно не будем».
Идею дерегулировать железнодорожные тарифы на экспортные грузоперевозки не поддерживают и в Минэкономразвития.
Как сообщил «Газете.Ru» представитель ведомства, «мы выступаем за то, чтобы сделать процедуру более простой в предоставлении скидок в рамках тарифного коридора». Но и отменять экспортную надбавку МЭР также не считает целесообразной, поскольку «в этом случае экспортная надбавка будет переложена на все перевозки, в том числе и на внутригосударственные».
В РЖД не ответили на вопросы «Газеты.Ru» на момент публикации материала. Вопросы о тарифном регулировании РЖД будут рассматриваться на заседании правительства 2 ноября.

КОММЕРСАНТ; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; АННА ЗАНИНА; ОЛЬГА МОРДЮШЕНКО; 25.10.2016; ПОЛУВАГОНЫ СТАЛИ СЛИШКОМ ДОРОГИ

На рынке может возникнуть прецедент нарушения поведенческих условий по сделке, одобренной Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Служба возбудила административное дело в отношении Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД. ФАС обвиняет оператора на основании жалоб производителей стройматериалов в увеличении ставок аренды полувагонов. Юристы отмечают, что если ФАС не найдет объективных причин для роста, ФГК придется заплатить оборотный штраф в 1-15%. Но эксперты считают, что рост ставок вызван объективными рыночными факторами.
ФАС возбудила против Федеральной грузовой компании административное дело за нарушение поведенческих условий, выставленных при взятии в аренду ФГК парка «УВЗ-Логистик» (УВЗЛ). Определение ФАС датировано 20 октября и вынесено в ответ на жалобы липецких АО «Хмелинецкий карьер» и «Ольшанский карьер». Они выпускают известняк и минеральный порошок, по «Картотека.ру», подконтрольны АО «Руснерудпром» Ольги Поляковой. Выручка этого АО по РСБУ за 2015 год – 7,02 млн руб., чистый убыток – 801 млн руб., долг – 5,43 млрд руб.
Карьеры обвиняли ФГК в росте ставки аренды полувагонов в апреле–июне год к году в 2,2 и 2,5 раза соответственно. Тем самым ФГК нарушила поведенческие условия, выданные ФАС в марте при разрешении на аренду вагонов у «УВЗ-Логистик». При повышении среднеквартальной цены аренды вагонов год к году более чем на 7,5% ОАО РЖД и ФГК обязаны минимум за 15 дней предоставить ФАС экономическое обоснование. Но, отмечает служба, документов от ФГК не поступало. Теперь в течение трех дней после получения определения ФГК должна дать ФАС информацию о стоимости аренды полувагонов на 2015-2016 годы, обоснование роста ставок аренды и другие сведения.
В ФГК «Ъ» сообщили, что условия договоров, включая стоимость услуг, определяются сторонами исходя из долгосрочности отношений, объемов и направлений перевозок и других факторов, каждые 15 дней компания предоставляет ФАС исчерпывающую информацию обо всех перевозках с указанием контрагентов и экономическим обоснованием изменения цен. ФГК стремится нивелировать фактор сезонности, устанавливая долгосрочные и прогнозируемые отношения с клиентами. Но ни «Карьер Хмелинецкий», ни «Ольшанский карьер» не проявили заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве и активно пользовались услугами других операторов, говорят в ФГК.
Глава юркомпании «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина говорит, что не знает случаев, когда крупные компании получали разрешение на сделку и не исполняли предписаний ФАС. По ее словам, если ФГК не предоставила в 15-дневный срок экономического обоснования роста цен, служба будет разбираться в причинах, «здесь, скорее всего, будет минимальный штраф до 500 тыс. руб.». По заявлениям карьеров, считает госпожа Пантюхина, ФАС будет изучать ситуацию на рынке, затраты ФГК и возможные непредвиденные обстоятельства. Если ФАС найдет экономические причины роста цен, поясняет юрист, как, например, в деле «Уралкалия» в 2015 году (претензии Соликамского магниевого завода по цене карналлита, ФАС не нашла нарушений), то ФГК не привлекут к ответственности. Иначе служба может выдать предписание о пересмотре тарифов и «наложить штрафы за монопольно высокие цены от 1% до 15% от оборота», говорит Наталья Пантюхина. Затем карьеры могут на основании решения ФАС через суд взыскать с ФГК убытки в виде переплаты.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в первом полугодии 2015 года профицит полувагонов привел к снижению арендных ставок, доходность операторов упала до 400-450 руб. в сутки, что даже не позволяло финансировать текущие и капитальные ремонты. С 1 января 2015 до октября 2016 года было списано более 110 тыс. полувагонов, а закуплено 25 тыс. штук. В результате с весны при перевозке строительных грузов ставки привлечения полувагонов росли, а доходность операторов превысила 700 руб. в сутки, что в сочетании с индексацией тарифа на порожний пробег и обеспечило почти двукратный рост расходов грузоотправителей, заключает господин Бурмистров.

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; ГАЛИНА СТАРИНСКАЯ; 25.10.2016; «ЛУКОЙЛ» И «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» ПРОСЯТ НЕ УВЕЛИЧИВАТЬ ТАРИФ РЖД ВЫШЕ ИНФЛЯЦИИ

Президент «Лукойла» Вагит Алекперов и гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков просят курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича не допустить роста тарифов на перевозку нефтяных грузов выше инфляции, дополнительной индексации порожнего пробега и продления повышающих коэффициентов для экспортных грузов. «Ведомости» ознакомились с копией письма от 20 октября. Представитель Дворковича сказал, что письмо получено и прорабатывается.
Сейчас правительство обсуждает, как индексировать тарифы РЖД в 2017 г., чтобы она не закончила год с убытком. В 2016 г. индексация составила 7,5%. В сентябре РЖД предупреждала правительство, что может закончить 2017 г. с убытком в 142,4 млрд руб., чтобы этого избежать, монополия предложила продлить надбавки к тарифу для экспортных грузов (сейчас – 13,4%) или точечно индексировать тарифы. Также РЖД хочет тарифицировать все нефтяные грузы как грузы II класса – сейчас разные продукты относятся к разным классам. Это принесло бы РЖД дополнительные 80 млрд руб. В конечной стоимости топлива транспортная составляющая в этом случае не превысит 20,8% против текущих 20,6%, подсчитали эксперты монополии (презентация есть у «Ведомостей»).
Но Алекперов и Дюков считают, что предложения РЖД существенно увеличат нагрузку на нефтеперерабатывающие предприятия, которые сейчас и так в тяжелом положении из-за низких цен на энергоносители и западных санкций. По их данным, транспортная составляющая в цене готового продукта за последние три года выросла с 7 до 30%. Нужно отказаться от деления грузов на классы, опережающего инфляцию роста тарифов, дифференциации, расширять инфраструктуру, пишут Алекперов и Дюков.
В первом полугодии «Лукойл», по данным «Infoline-аналитики», перевез 16 млн т нефтяных грузов, а «Газпром нефть» – около 11 млн т. Транспортные расходы «Лукойла» в первом полугодии увеличились на 11,7% до 147,2 млрд руб., говорится в материалах компании. Расходы «Газпром нефти» выросли на 1,4% до 66,7 млрд руб., сказано в материалах компании. Среди причин – рост тарифов естественных монополий.


В понедельник президент РЖД Олег Белозеров встретился с грузоотправителями. Один из участников встречи говорит, что грузоотправители высказываются за плоскую индексацию на уровне 4,5% при долгосрочном планировании, уровень дополнительной индексации – предмет обсуждения. «Но эта надбавка должна быть единой – без точечного применения», – подчеркивает собеседник «Ведомостей».

ТАСС; ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА; 24.10.2016; АКСЕНОВ СОЗДАЛ РАБОЧУЮ ГРУППУ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА РЕМОНТОМ ДОРОГ В КРЫМУ

Глава Крыма Сергей Аксенов создал рабочую группу, которая будет контролировать ремонт наиболее значимых участков дорог в регионе, сообщает пресс-служба правительства республики.
«Распоряжение главы Республики Крым <…> создать рабочую группу по мониторингу выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту наиболее значимых объектов дорог общего назначения по установленной процедуре приемки работ и ввода объектов в эксплуатацию в составе согласно приложению», – говорится в документе.
Группу возглавил вице-премьер крымского правительства Олег Казурин. В нее также вошли глава Минтранса региона Анатолий Волков, глава Симферополя Геннадий Бахарев, представитель ГИБДД.
После вхождения Крыма в состав России на полуострове начался масштабный ремонт, реконструкция и строительство дорог. Ранее ТАСС сообщал, что только в этом году республика получит более 13,6 млрд рублей на эти цели. В приоритете властей – реконструкция 54-го километра дороги от Керчи в сторону Феодосии, также власти намерены в этом году реконструировать аварийную дорогу на Новый Свет, провести ремонт дорожного полотна трассы Симферополь – Николаевка и аварийный участок дороги Судак – Алушта.
По данным ВЦИОМ, две трети (68%) опрошенных оценивают негативно состояние дорог в Крыму, при этом три четверти (76%) отмечают улучшение ситуации в течение 2016 года. Абсолютное большинство участников исследования (91%) видели лично или слышали о ремонте дорог в республике, из них 62% оценили объем дорожного ремонта и строительства как значительные.

RG.RU; АЛЕКСАНДР МЕЛЕШЕНКО; 24.10.2016; ДОРОЖНЫЕ ТАБЛО В МОСКВЕ НАЧАЛИ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ ОБ АВАРИЙНЫХ УЧАСТКАХ

Информационные табло, установленные вдоль столичных дорог, начали предупреждать водителей о приближении к аварийным участкам. Главным образом речь идет о перекрестках, на которых часто случаются аварии.
«Мы надеемся, что автолюбители, увидев предупреждение, будут сбрасывать скорость и станут внимательнее следить за дорогой», – рассказал руководитель Центра организации дорожного движения Москвы Вадим Юрьев, которого цитирует официальный портал столичной мэрии.
Всего в Москве сейчас работают 159 информационных табло, в том числе на вылетных магистралях и Третьем транспортном кольце, где наиболее интенсивное движение. На экраны выводятся данные о загруженности дорог, погоде, ограничениях и перекрытиях.
«Ранее на МКАД появилось 17 информационных табло большого размера, которые показывают данные об автомобилях в розыске по горячим следам. В частности, на них выводятся данные с техническими характеристиками угнанных машин, их цвет, марка и номер, а также причина розыска», – отмечается в сообщении на портале мэрии.

ГАЗЕТА.RU; ДАНИИЛ ЛОМАКИН; 24.10.2016; ФИКТИВНЫМ ТЕХОСМОТРАМ ВЕРНУТ РЕАЛЬНЫЕ ШТРАФЫ

Правительство РФ готовит масштабную реформу техосмотра. Как стало известно «Газете.Ru», госконтроль за этой процедурой может быть возложен на Ространснадзор. При этом за отсутствие талона техосмотра для водителей вновь могут вернуть штрафы. Эксперты не исключают, что такая реформа техосмотра тем не менее не решит проблем с массовой продажей фиктивных диагностических карт автомобилистам.
Правительство РФ поручило Минэкономразвития разработать реформу техосмотра. Согласно поручению, аккредитацию операторов техосмотра, которыми являются частные компании и индивидуальные предприниматели, могут оставить за Российским союзом автостраховщиков (РСА). Об этом «Газете.Ru» рассказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
Как ранее писала «Газета.Ru», по итогам заседания президиума Госсовета, прошедшего в марте 2016 года, было поручено провести реформу техосмотра, и вскоре соответствующий документ подготовили в МВД РФ. Там предложили лишить РСА полномочий по аккредитации операторов техосмотра и отдать эту функцию государству, а именно Росаккредитации.
Напомним, контроль над техосмотром в РСА был передан президентом в 2012 году, а ранее этим занималась ГИБДД. После реформы, когда техосмотр стали проводить частные фирмы, аварийность по причине неисправностей автомобилей стала расти.
Корень проблемы чиновники видели в некачественном или вовсе фиктивном техосмотре. В МВД посчитали, что по этой причине надзорная функция вновь должна вернуться государству. Разработанный ведомством законопроект в том числе вводил обязанность проведения выездных аккредитационных комиссий с обязательным участием в них МВД России. Однако инициатива силового ведомства, которая была направлена в правительство, одобрена не была. В итоге в аппарате первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова поручили заняться изменениями в федеральное законодательство уже Минэкономразвития.
«Это поручение предполагает, что аккредитация операторов техосмотра все же останется у РСА, а контроль за операторами будет возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор, входит в структуру Минтранса РФ. – «Газета.Ru»)», – поясняет Ефремов.
«Изменения в 170-ФЗ («О техосмотре ТС») сейчас обсуждаются и готовятся в Минэкономразвития. Документ должен быть разработан в ближайшее время и к 1 декабря будет направлен в правительство на рассмотрение.
Процедура аккредитации изменится таким образом, чтобы не допустить обмана со стороны операторов.
Сейчас, чтобы выехать на осмотр станции проведения техосмотра, нам нужны определенные основания, и, если оператор все документы представил, просто так приехать и убедиться, что это не мошенники, мы не можем. Поэтому было предложено доработать действующий федеральный закон таким образом, что выездная проверка представителей РСА будет обязательным условием для выдачи оператору аккредитации».
Разрабатываемый Минэкономразвития документ предполагает и введение внеплановых проверок аккредитованных СТО, осуществляющих техосмотр. Если МВД предлагало передать эту функцию ему, то теперь задачу могут возложить также на надзорную службу Минтранса. «По крайней мере, в поручении правительства говорится о внеплановых проверках, но МВД в этом контексте не упоминается», – отмечает Ефремов.
Ранее РСА направлял Шувалову предложения по реформе техосмотра. Некоторые из них, по словам Ефремова, нашли поддержку в аппарате первого вице-премьера. «В частности, в правительстве одобрили наше предложение проводить аттестацию экспертов-техников. В готовящемся законопроекте это заложено. Настоящих требований к операторам – предоставлять сведения о квалификации техников – недостаточно.
Теперь Ространснадзор будет регулярно, раз в пять лет, проводить подтверждение квалификации специалистов, проводящих технический осмотр.
Ведь транспортные средства становятся технически все более сложными, появляются гибридные автомобили, и от того, насколько квалифицирован техник, зависит качество проводимого им техосмотра», – отмечает он.
По словам собеседника, предложение РСА ввести штраф для автовладельцев за непройденный техосмотр – отсутствие диагностической карты – пока обсуждается чиновниками. «Тут в первую очередь стоит вопрос о технических возможностях ГИБДД: смогут ли они с помощью автоматических камер штрафовать за это», – уточняет Ефремов.
Кроме того, поправками в федеральный закон «О техосмотре» функция МВД по контролю за продажей диагностических карт без проведения осмотра может также быть передана Ространснадзору. «Все должно быть в одних руках, чтобы не было толкучки, – говорит Ефремов. – Поэтому и контроль за единой автоматизированной системой технического осмотра (ЕАИСТО), куда заносится вся информация о диагностических картах транспортных средств, также нужно передать из МВД в ведение того же Ространснадзора.
Главное, чтобы не было переизбытка контролеров – бизнесу это ничего хорошего не сулит».
Связаться с представителями аппарата первого вице-премьера Шувалова «Газете.Ru» не удалось. В Минтрансе «Газете.Ru» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, пообещав ответить на вопросы позже.
В пресс-службе Минэкономразвития «Газете.Ru» подтвердили, что работа над законопроектом ведется – он находится на стадии оценки регулирующего воздействия. «В соответствии с поручением правительства Российской Федерации, необходимо доработать законопроект в части установления за Ространснадзором функций по аттестации экспертов – работников операторов технического осмотра, а также государственного надзора за соблюдением операторами технического осмотра установленных требований к проведению техосмотра транспортных средств путем внеплановых выездных проверок в согласованных и четко определенных случаях», – рассказала официальный представитель ведомства Елена Лашкина.
Эксперты сомневаются, что готовящиеся изменения в федеральный закон улучшат ситуацию в сфере техосмотра. «Аккредитацию оставлять у заинтересованной структуры нельзя, – комментирует «Газете.Ru» ситуацию гендиректор союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев. – При этом государственный контроль за деятельностью операторов не даст никакого улучшения. Это попытка сохранить текущую ситуацию с некоторой полировкой.
Страховщики не заинтересованы в технической исправности транспортных средств. Регресса страховых выплат по ДТП с участием неисправных автомобилей нет – значит, это невыгодно страховщикам.
В то же время мы видим, как страховые агенты включились в распространение диагностических карт техосмотра. Страховщики навязывают эту услугу, заставляя клиентов фактически покупать у аффилированных с ними СТО диагностические карты. В противном случае отказывают в продаже полиса ОСАГО. Этими проблемами болеет не один субъект РФ. Кроме того, у многих операторов просто нет оборудования для проведения техосмотра».
Гендиректор ООО «Автоконтроль» Павел Петухов отмечает, что в Москве операторы хотят, чтобы функции по аккредитации и контролю остались в ведении РСА. «Конечно, несколько лет назад все вышло из-под контроля.
В страховых компаниях стали просто продавать диагностические карты без предоставления автомобиля и проверки его технического состояния, оставив честных операторов без работы. То есть техосмотр стал существовать только на бумаге.
Но уже сейчас ситуация стала налаживаться. По крайней мере в Москве РСА проводит проверки, закрывает пункты, работающие фиктивно. Конечно, если какой-либо госорган начнет проверять и закрывать всех без исключения операторов, у которых выявляются нарушения, это хорошо. Но если проверки и санкции будут предприниматься выборочно, то смысла в этом нет».

КОММЕРСАНТ ЧЕЛЯБИНСК; ТАТЬЯНА ДРОГАЕВА, ИВАН ЯЦКОВ; 25.10.2016; ЧЕЛЯБИНСК СТРАДАЕТ ОТ ЛИШНЕГО ВЕСА

Миндортранс Челябинской области начал работу над проектной документацией для строительства автоматизированных пунктов весового контроля. В правительстве области отмечают, что 99% большегрузов, проезжающих по Челябинску, нарушают весогабаритные нормативы, снижая этим срок эксплуатации дорог. По данным Росавтодора, один перегруженный автомобиль наносит дороге ущерб, сопоставимый с проездом 50 тыс. легковых машин. В «Ростелекоме», который в ноябре намерен запустить три АПВК в Свердловской области, рассчитывают, что аналогичные проекты будут активно развиваться в регионах со следующего года.
Тему создания в Челябинске автоматизированных пунктов весового контроля (АПВК) поднял замминистра информационных технологий и связи Челябинской области Игорь Фетисов в рамках конференции «Взгляд в электронное будущее». По его словам, запрос на реализацию проекта идет от самого муниципалитета. «В Челябинске пять лет назад началась „дорожная революция”, в ходе которой были расширены полосы, это позволило нам говорить, что в Челябинске самые хорошие дороги. Но в городе активно идет и строительство жилья. Грузовой транспорт, который везет стройматериалы, на 99% перегружен. С одной стороны, хорошо, что стройка растет, с другой – дороги теряют свои качественные характеристики, загрязняются и буквально через сезон мы видим, что дорога „поплыла”«, – пояснил господин Фетисов. По его словам, город заинтересован в сохранении дорожной сети, снижении эксплуатационных расходов и готов за свой счет провести все подготовительные работы для создания таких постов, чтобы облегчить работу инвестору. В администрации города получить комментарий по этому вопросу не удалось.
Как сообщили „Ъ” в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, в 2015 году в регионе была сформирована служба весового контроля (СВК). Ее основу составляют три мобильных комплекса: два на базе автомобилей марки Ford и один на «Газели». Эффективность такой службы в ведомстве оценить не смогли, указав на короткий срок работы СВК, ее малочисленность, а также несогласованность действий с областной ГИБДД. «Они не всегда идут к нам навстречу, а наличие экипажа необходимо для составления протокола правонарушения», – отметил собеседник в министерстве. По его словам, в ведомстве уже ведутся работы по разработке проектной документации с учетом опыта других регионов в строительстве АПВК.
Проекты АПВК в России реализуются пока в трех регионах – Нижегородской, Свердловской и Оренбургской областях. В Свердловской области пункты должны заработать в ноябре. Сейчас они строятся на подъездах к Березовскому, Нижнему Тагилу и Серову. Их реализует ПАО «Ростелеком» в рамках выигранного электронного аукциона. «Сейчас важно посмотреть, как эта система работает на практике, реально ли габаритный транспорт перестанет нарушать нормативы», – говорит директор продуктового офиса «Умный Город» ПАО «Ростелеком» Дмитрий Гуртов. В компании рассчитывают, что аналогичные проекты получат свое активное развитие в регионах со следующего года.
Участки, где могут быть построены автоматизированные пункты, по словам господина Гуртова, определяют региональные минтрансы, исходя из трафика крупногабаритного транспорта. В пресс-службе «Ростелекома» пояснили, что система позволит в безостановочном режиме проводить комплексную проверку всего большегрузного транспорта и в перспективе обеспечит сохранность и транспортную безопасность автомобильных дорог. Стандартный АПВК представляет собой П-образные металлические рамы, на которых будет размещен комплекс измерительных и технических средств, датчик динамического взвешивания, установленный в асфальте, а также камеры, которые определяют скорость транспорта. Полученные данные в режиме online по доступным каналам связи смогут передаваться в центр мониторинга для последующей обработки и анализа. Штраф в случае нарушения выписывается автоматически. Сейчас он составляет от 100 руб. до 450 тыс. руб.
Согласно данным Росавтодора, на автомобильных дорогах России ежемесячно фиксируется от 100 до 200 тыс. нарушений весогабаритных нормативов у фур. По подсчетам ведомства, один грузовик, нарушающий нормативы, приносит дороге такой же ущерб, как 50 тыс. легковых автомобилей. При этом сегодня около 30% тяжеловесного транспорта нарушают существующие нормы.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ИЛЬЯ ИЗОТОВ; 24.10.2016; БЕРЕГ СТАЛ БЛИЖЕ

На острове Тузла в Керченском проливе сформирована первая плита автодорожной части моста в Крым. Как сообщил инфоцентр «Крымский мост», монолитную конструкцию сформировали на четырех пролетах. В будущем на ее поверхность уложат дорожное покрытие.
Участок на острове Тузла сами строители называют передовым: здесь они впервые отрабатывают на практике технические решения и технологии, которые раньше были только в проекте на бумаге.
– В феврале мы успешно погрузили первые трубосваи в фундамент опоры автомобильного моста, в апреле бы