X

Обзор прессы от 21.09.2016

21.09.2016

ИНТЕРФАКС; 20.09.2016; «ПОБЕДА» ПОПРОСИЛА У МИНТРАНСА ДОПУСКИ НА РЕГУЛЯРНЫЕ РЕЙСЫ В ПИЗУ И ТУРИН

Авиакомпания «Победа» попросила у Минтранса РФ допуски на регулярные рейсы в итальянские города Пиза и Турин, следует из материалов, опубликованных на сайте Росавиации во вторник.
Для обоих направлений «Победа» просит частоту 7 рейсов в неделю. Получит ли перевозчик возможность летать по ним, решит голосование межведомственной комиссии при Минтрансе (заседание ожидается 22 сентября), говорится в материалах.
Пиза и Турин могут стать для «Победы» вторым и третьим соответственно итальянскими направлениями: сейчас компания выполняет перевозки в Бергамо.
«Победа» – низкобюджетный перевозчик группы «Аэрофлот» (MOEX: AFLT). Рейсы компании выполняются на 12 самолетах Boeing-737-800 в одноклассной компоновке вместимостью до 189 пассажиров.
В настоящее время «Победа» летает по 43 внутренним направлениям и 8 международным. Вместе с тем ранее генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев говорил, что дочерний лоукостер сконцентрирует развитие на внутренних направлениях и будет совершать за границу не более 10-15% полетов от их общего объема.

RG.RU; 20.09.2016; СЕРГЕЙ КУЛИКОВ НА РЕЙСЫ В ЕГИПЕТ ПОДАЛИ ЗАЯВКИ ДВЕ РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ

На получение допусков для совершения регулярных рейсов из России в Египет в Росавиацию подали заявки две российские авиакомпании. Как отмечается на официальном сайте ведомства, рейсы могут осуществляться в том числе и из недавно открывшегося аэропорта в подмосковном Жуковском.
Как отмечается в ранее опубликованных материалах, подготовленных структурным подразделением Росавиации для рассмотрения Межведомственной комиссией при Минтрансе РФ по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров, поданы заявки на маршруты из Омска в Хургаду и Шарм-эш-Шейх, а из аэропорта Жуковского – в Каир, Шарм-эш-Шейх и Хургаду. При этом в комментариях к документу напротив заявок отмечено: «возможно выдать допуск. На решение комиссии».
Напомним, что полеты в Египет из РФ и туристический поток были приостановлены в ноябре 2015 года – после катастрофы самолета российской авиакомпании «Когалымавиа» над Синайским полуостровом. Для возобновления авиасообщения российская сторона выдвинула ряд условий по обеспечению безопасности в аэропортах Египта.

ТАСС; 20.09.2016; ТРИ КОМПАНИИ ПОДАЛИ ЗАЯВКИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙСОВ ИЗ ЖУКОВСКОГО

Авиакомпании «Икар» (Pegas Fly) , «ВИМ-АВИА» и «Нордавиа» подали заявки на выполнение международных рейсов из подмосковного аэропорта Жуковский, следует из материалов Росавиации.
Информация о маршрутах этих авиакомпаний из Жуковского содержится в проекте протокола к заседанию межведомственной комиссии при Минтрансе РФ, которая примет решение о допуске перевозчиков к осуществлению рейсов.
В частности, «Икар» намерен летать из Жуковского в Австрию (Зальцбург, Инсбрук), Бельгию (Брюссель), Великобританию (Лондон), Германию (Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Берлин, Дюссельдорф), Грецию (Афины, Ираклион, Салоники), Индию (Гоа), Испанию (Барселона, Малага, Пальма– де-Майорка), Китай (Урумчи, Гуанчжоу, Сиань), Турцию (Бодрум, Даламан, Стамбул) и Чехию (Карловы Вары).
«ВИМ-АВИА» подала заявки на выполнение из Жуковского рейсов в Испанию (Мадрид), Нидерланды (Амстердам), «Нордавиа» – в Грузию (Тбилиси), Грецию (Салоники) и Испанию (Барселона).
Международный аэропорт Жуковский, официально открытый в конце мая 2016 года, принял первый рейс 12 сентября – здесь приземлился самолет авиакомпании «Белавиа» из Минска. Столица Белоруссии в настоящее время единственный город, куда можно улететь из нового московского аэропорта.
Пропускная способность пассажирского терминала аэропорта составляет четыре млн человек в год. Предполагается, что пассажиропоток аэропорта будет расти постепенно и в конечном итоге достигнет 20 млн пассажиров в год.

ИНТЕРФАКС; 20.09.2016; РОСАВИАЦИЯ ГОТОВИТ РАБОЧУЮ ГРУППУ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПЫТАНИЙ МС-21 ПО ЕВРОПЕЙСКИМ НОРМАМ

Росавиация сформирует рабочую группу для взаимодействия с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) и организации испытаний самолета МС-21 по европейским нормам летной годности.
Ранее заявку на валидацию МС-21 в EASA в Росавиацию направила корпорация «Иркут» (MOEX: IRKT), сообщило ведомство во вторник. «Наличие сертификата типа EASA является ключевым фактором при продвижении МС-21 на европейский и международные рынки авиационной техники», – говорится в сообщении.
В августе Росавиация сообщала, что получила от «Иркута» заявку на сертификацию типа самолета МС-21. Документация была передана в ФАУ «Авиационный регистр РФ».
До ноября 2015 г. сертификацию типовой конструкции авиатехники российского производства осуществлял авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Однако постановлением правительства РФ часть его полномочий были перераспределены между Минтрансом, Минпромторгом и Росавиацией. Позднее, в середине марта Росавиация сообщила о создании новой спецструктуры – ФАУ «Авиационный регистр РФ».
МС-21 – семейство пассажирских ближне– и среднемагистральных лайнеров, которое создается корпорацией «Иркут» (входит в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (MOEX: UNAC), ОАК). Летные испытания МС-21 планируется начать в конце 2016 г., серийное производство – в 2017 г.

ВЕДОМОСТИ; АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ; 21.09.2016; S7 GROUP СТАНЕТ ПЕРВЫМ РОССИЙСКИМ ПОКУПАТЕЛЕМ ЛАЙНЕРОВ

Группа компаний S7 подписала с иностранной лизинговой компанией соглашение на поставку в операционный лизинг узкофюзеляжных судов Boeing 737 Max, рассказали «Ведомостям» топ-менеджер лизинговой компании и человек, близкий к руководству S7. Получателем лайнеров будет входящая в группу авиакомпания «Глобус» (эксплуатирует 19 самолетов Boeing 737), уточняют они. Другая входящая в группу авиакомпания – «Сибирь» (обе летают под брендом S7) эксплуатирует лайнеры Airbus: 20 самолетов А319, 19 А320 и шесть А321; кроме того, в ее парке два широкофюзеляжных дальнемагистральных Boeing 767.
Представитель S7 Анна Бажина подтвердила, что группа подписала договор аренды девяти Boeing 737 Max с компанией Air Lease Corporation. «S7 Airlines станет первой российской авиакомпанией, в парке которой появятся эти современные лайнеры, – подчеркнула она. – Первый Boeing 737 Max поступит в сентябре 2018 г.».
По словам Бажиной, производитель обещает, что эксплуатационные расходы на Boeing 737 Max будут самыми низкими в сегменте узкофюзеляжных самолетов. Парк воздушных судов S7 Airlines – один из самых молодых и современных на российском рынке авиаперевозок, обращает внимание она.
Операционные расходы при эксплуатации В737 Max будут на 20% ниже, чем в случае с В737, за счет большего ресурса агрегатов и меньшего на 14% расхода топлива, уточняет топ-менеджер российской авиакомпании, ссылаясь на данные Boeing. Этот лайнер максимально начинен электроникой, все технические проверки на нем будут проводиться в разы быстрее, рассказывает он. В лизинге он тоже дороже, но даже с поправкой на цену эффективность должна быть минимум на 10% выше, чем у В737, говорит собеседник «Ведомостей».
Boeing 737 Max не используется еще ни одной авиакомпанией: в декабре 2015 г. состоялась его выкатка (первая публичная презентация), в мае этого года – первый испытательный международный полет. Но портфель заказов на Max уже насчитывает 3278 судов, поставки начнутся, по данным Boeing, в первой половине 2017 г. Каталожная цена B737 Max варьируется в зависимости от модели между $90,2 млн и $116,6 млн, лайнеров В737 – между $80,6 млн и $101,9 млн, сообщается на сайте Boeing. При заказе крупной партии скидка от каталожной цены может достигать 50%.
S7 будет первым российским эксплуатантом не только Мах, но и самолетов нового поколения Airbus: в апреле 2016 г. «Сибирь» объявила о контракте с той же Air Lease Corporation на поставку в 2017–2018 гг. трех А321 neo и об опционе на два А320 neo. Первый neo ожидается весной следующего года.
Вероятно, Мах придут на замену нынешним самолетам в парке «Глобуса», предполагают топ-менеджер лизинговой компании и человек, близкий к руководству S7: примерно 10 из них компания эксплуатирует с 2008–2009 гг. Бажина возражает: Мах приобретаются в дополнение к уже существующим судам. У «Сибири» и «Глобуса» растет пассажиропоток, S7 хотела бы быстрее расширять и парк, а на мировом рынке мало предложений по хорошей цене, объясняет человек, знакомый с руководством S7. С начала этого года парк S7 прирос на восемь судов (+14%).
«Аэрофлот» – первый заказчик российского узкофюзеляжного самолета МС-21, который займет ту же коммерческую нишу, что Boeing 737 Мах и Airbus A320 neo, и не планирует заказывать его иностранные аналоги, говорит представитель авиакомпании. Начало поставок МС-21 ожидается в 2018 г.
В 2007 г. «Сибирь» заказывала 15 широкофюзеляжных самолетов Boeing 787 Dreamliner, еще раньше 22 Dreamliner заказал «Аэрофлот». Но в кризис 2008 г. «Сибирь» расторгла контракт с потерями, а «Аэрофлот» в августе этого года переуступил контракт лизинговой «дочке» «Ростеха».
В целом российский рынок авиаперевозок сокращается и в следующем году может продолжить падение, но крупнейшие перевозчики улучшают результаты за счет слабых авиакомпаний, констатирует гендиректор Infomost Борис Рыбак. Лидеры рынка, прежде всего «Аэрофлот» и S7, выигрывают не только за счет перешедших к ним пассажиров «Трансаэро» (большинство из них перестали летать из-за падения покупательной способности), но также благодаря высокой эффективности и качественному управлению, говорит он. Совершенно логично, что они обновляют парк: для неэффективной компании новая и дорогая техника – бремя, для эффективной – инструмент повышения эффективности, рассуждает Рыбак.

REGNUM; 20.09.2016; «СЕВМОРПУТЬ МОЖЕТ БЫТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБЕН БЛАГОДАРЯ АЗИАТАМ»

Рост объемов перевезенных грузов по Северному морскому пути будет сдержанным. Для того чтобы ожидания России в отношении этого маршрута оправдались, его должны начать активно использовать азиатские страны или крупные международные перевозчики. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал глава Арктического экономического совета, президент финской судоходной компании Arctia Теро Ваурасте.
Северный морской путь – это значимая международная транзитная магистраль, отметил он, причины ее использования сводятся к международной торговле. «Давайте посмотрим на азиатские страны. Китай, Корея, Япония и даже Сингапур или другие крупные международные игроки в этой отрасли – с ними связаны все ожидания по части роста перевозок по Северному морскому пути», – отметил Ваурасте. Среди наиболее вероятных пользователей этого маршрута – китайская Cosco, которая, стоит отметить, уже предпринимает попытки получать выгоду от использования СМП. Кроме нее, по мнению эксперта, в перспективе на этот северный маршрут может встать японский перевозчик NYK Line.
«По моим ожиданиям, рост транзитных перевозок по Северному морскому пути будет сдержанным, – предполагает Теро Ваурасте. – Однако те риски, которые существуют на юге, например, в районе Суэцкого канала, будут быстро толкать перевозчиков в сторону севера. Во-вторых, если мы ожидаем, что одна или две азиатские страны или международные компании начнут использовать Северный морской путь, это также поспособствует росту грузоперевозок. И, наконец, потенциальными пользователями СМП могут быть такие крупные судоходные компании, как, например, Maersk».
Отметим, этот крупнейший контейнерный перевозчик пока с осторожностью относится к идее коммерческого использования Северного морского пути. Это возможно, однако маловероятно при нынешней экономической конъюнктуре, считают в Maersk. Кроме того, мощным сдерживающим фактором является сезонный характер грузоперевозок через Северный Ледовитый океан.
«Если смотреть в контексте глобальных международных перевозок, то доля СМП до сих пор остается в них незначительной, особенно по сравнению с Суэцким и Панамским каналами», – констатирует финский эксперт. По его прогнозам, значение Северного морского пути в будущем определенно возрастет, однако это вопрос ближайших 10−20 лет.
«Я ознакомился с прогнозами министерства транспорта РФ, которое говорит, что, вероятно, в течение следующих пары лет грузооборот СМП составит порядка 5 млн тонн, – отметил глава финской судоходной компании. – Для этого необходимо, чтобы хотя бы одна из трех возможностей, которые я назвал вам, реализовалась».


Отметим, что, согласно данным ФГУП «Атомфлот», объем грузоперевозок по СМП в 2015 году перевалил за эту отметку и составил 5,4 млн тонн. Вернуться же к рекордным – советским – показателям в 6,5 млн тонн грузооборот СМП может в 2018–2019 годах, заявлял ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин. При этом, напомним, согласно оптимистическому прогнозу Минтранса, грузооборот СПМ в 2020 году может составить 65 млн тонн.
Пока же власти признают: «несмотря на всю важность транзита», Северный морской путь остается, главным образом, трассой для внутрироссийских перевозок.

РИА НОВОСТИ; 20.09.2016; СТРОИТЕЛИ КЕРЧЕНСКОГО МОСТА УСТАНОВИЛИ ПЕРВУЮ МОРСКУЮ ОПОРУ

Первая морская опора установлена и полностью забетонирована на стройплощадке Керченского моста, сообщил журналистам директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин.
«Сегодня мы практически закончили сооружение первой морской опоры – это 83-я опора автодороги на участке «Протока», – сказал Рыженькин.
По его словам, всего при строительстве Керченского моста планируется установить 173 морских опоры, из которых 86 – автомобильные, 87 –железнодорожные. По словам Рыженькина, для возведения одной морской опоры применяется порядка 100 тонн металлоконструкций и более 300 кубометров бетона.
Он также сообщил, что до конца текущего года планируется установить порядка десяти морских опор по всему объекту.


«Если мы (это) сделаем, это будет очень хороший результат», – подчеркнул Рыженькин.
Ранее во вторник глава Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Роман Новиков заявил журналистам, что стоимость строительства мостового перехода через Керченский пролив увеличивать не планируется, финансирование и освоение средств идет по плану.
Керченский мост будет самым протяженным в России, его длина составит 19 километров. Для автомобильного движения мост планируют открыть в 2018 году, для поездов – в 2019-м.

КОММЕРСАНТ; ИВАН БУРАНОВ; 21.09.2016; ИНВЕСТОРЫ ВЫБРАЛИ ПУТИ ОБЪЕЗДА

Как стало известно «Ъ», подмосковные власти заключили первую в России муниципальную концессию для строительства новой автодороги в Московской области. Магистраль протяженностью всего 2,6 км построят в обход Наро-Фоминска в 2018 году: финансирование в объеме чуть более 1 млрд руб. целиком возьмет на себя частная компания. Проезд обойдется водителям в 70 руб.: таким образом, трасса станет самой дорогой платной дорогой в России из расчета на километр пути. Эксперты считают, что такой тариф допустим с учетом того, что своих денег на строительство местных дорог у государства мало.
Администрация Наро-Фоминского муниципального района на днях подписала концессионное соглашение с ООО «Наро-Фоминская платная дорога» о строительстве новой платной автодороги в обход Наро-Фоминска. За 1 млрд руб. компания (выиграла тендер в августе) построит 2,6-километровую магистраль с двумя путепроводами, которая начнется от Кубинского шоссе, пересечет реку Нара и выйдет к автодороге Наро-Фоминск–Васильчиново. Дома сноситься в ходе строительства не будут. «Новая дорога должна разгрузить центр Наро-Фоминска от транзитного транспорта, обеспечив удобную связь Кубинского и Киевского шоссе, а также увеличить пропускную способность улично-дорожной сети,– пояснили «Ъ» в пресс-службе зампреда подмосковного правительства Дениса Буцаева.– Экономия времени при проезде через платную дорогу составит до 25 минут (не в час пик время в пути составляет около 40 мин.– «Ъ»)».
Строительство должно быть закончено во втором квартале 2018 года: стоимость проезда составит 70 руб. для легковых автомобилей и 100-230 руб.– для грузовиков (зависит от класса машины). Ожидается, что ежесуточно дорогой будут пользоваться около 9,2 тыс. пользователей – плату за проезд будет забирать себе инвестор.
Проект интересен прежде всего тем, что до сих пор концессия применялась для строительства крупных объектов – протяженностью несколько десятков километров и стоимостью десятки миллиардов рублей. Госкомпания «Автодор», к примеру, заключила с инвесторами соглашения для строительств ЦКАД (339 км), трассы М11 Москва–Петербург (684 км), участков М4 и других подобных проектов. Объекты эти строятся, как правило, в форме государственно-частного партнерства, при этом большую часть денег обеспечивает государство в лице «Автодора», остальные деньги (как правило, заемные в госбанках) – инвесторы. Опыт привлечения частных денег для строительства небольших объектов уже есть, но небогатый: в 2012 году за 215 млн руб. был построен 600-метровый платный путепровод в поселке Соколовка Рязанской области (собственник – ЗАО «РПД – Рязань», владеет группа «Газфонд»), стоимость проезда составляет 15 руб. для легковых автомобилей.
«В кризис будет бум на такие некапиталоемкие проекты,– говорит председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев.– Сегодня в различных стадиях реализации находятся около 30 проектов регионального и муниципального уровня по строительству дорог, мостов и путепроводов». «Объекты такого рода отличаются тем, что инвестору легче рассчитать тарифы, а сама дорога строится всего за пару строительных сезонов,– пояснил «Ъ» глава общественного совета Минтранса РФ Михаил Блинкин.– Страна испытывает жуткий дефицит местной сети, приходится делать перепробеги, а ждать, пока государство решится на инвестиции, не приходится. Новая дорога в обход Наро-Фоминска – конкретный пример решения локальной проблемы».
Информации о концессионере немного: ООО «Наро-Фоминская платная дорога», по данным kartoteka.ru, создано в марте 2015 года, принадлежит ООО «Платная дорога», 99% которая, в свою очередь, принадлежит кипрской «Толлвей лимитед». Гендиректор ООО «Платная дорога» – Милена Александрова, она же руководит рядом компаний, занимающихся переработкой и производством технической конопли.
«Как разгрузится Наро-Фоминск, зависит, конечно, от удобства дороги и стоимости проезда,– говорит член подмосковной Общественной палаты Андрей Мухортиков.– На мой взгляд, 70 руб. за легковую машину дороговато для местных жителей. Для транзитников и дачников цена нормальная. В отсутствие средств на строительство лучше такая дорога, чем никакая».
Для сравнения: проезд по участку М4 в Московской области стоит 1,4 руб. за километр, по участку 15-58-й километр М11 – 10,2 руб. за километр, по объезду Одинцово – 14 руб. за километр, а по объезду Наро-Фоминска будет 26 руб. за километр. Таким образом, трасса станет самой дорогой платной дорогой в России из расчета цены на километр пути. Компания, по данным «Ъ», проводила исследование и определила тариф как оптимальный. «Главный риск для инвестора заключается в том, что во время опроса местные жители согласились платить 70 руб. за проезд, но, когда они окажутся у кассы на въезд, для них это покажется слишком дорого,– пояснил «Ъ» господин Блинкин.– Предсказать это очень сложно. Кроме того, с учетом турбулентности нашей экономики за два года строительства может произойти так, что в результате 70 руб. покажется людям неприемлемой ценой».

КОММЕРСАНТ НИЖНИЙ НОВГОРОД; АННА ПАВЛОВА; 21.09.2016; НА ПОЛНОЙ СКОРОСТИ

Одной из значимых составляющих комфортной работы инвесторов на любой территории является логистика: возможности для транспортировки сырья и продукции, разветвленная сеть дорог, оперативная связь с другими городами ставятся во главу угла при выборе удачной площадки для бизнеса. В Нижегородской области продолжается реализация масштабных инфраструктурных проектов, которые в ближайшие годы призваны серьезно усилить инвестиционную привлекательность региона. В их параметрах и перспективах разбирался «Ъ-Review».
Одним из ключевых факторов инвестиционной привлекательности региона многие компании называют удачное географическое положение и хорошую транспортную доступность площадки. Нижний Новгород, занимающий выгодное положение на пересечении двух транснациональных транспортных коридоров, по-прежнему интересует многих инвесторов, но одного удачного расположения для развития бизнеса недостаточно: нужно обеспечить связь города с другими административными центрами и странами за счет развитой транспортной инфраструктуры. Ожидается, что до 2018 года Нижегородская область прирастет сразу несколькими масштабными инфраструктурными объектами, которые сделают регион еще более комфортным для бизнеса и привлекательным для инвестиций.
Первый приземлился
Первым крупным завершенным проектом за последний год стал новый пассажирский терминал нижегородского аэропорта. Современное здание аэровокзала площадью более 27 тыс. кв. м по заказу холдинга «Аэропорты регионов» построила чешская компания PSJ. Общая стоимость объекта с четырьмя телескопическими трапами, бизнес-залом и ресторанами составила около 4,7 млрд руб. Обслуживание авиарейсов в новом здании аэропорта началось в марте. Сейчас внутренние рейсы полностью переведены в новый терминал, а пассажиры международных рейсов пока по-прежнему обслуживаются в старом здании. Зарубежные рейсы переведут в новый аэровокзал только после того, как Приволжское теруправление Росграницы оборудует там пункт пограничного контроля. Кроме того, чтобы кратно увеличить пропускную способность нижегородского авиаузла и расширить перечень воздушных судов, которые может принимать аэропорт Стригино, продолжается масштабная модернизация аэродромной инфраструктуры. С 2015 года компания «Трансстроймеханизация» по заказу ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» за счет федерального бюджета проводит реконструкцию обеих взлетно-посадочных полос аэродрома общей стоимостью более 4,5 млрд руб. Сейчас для взлета и посадки используется только цементобетонная ВПП-2 (2805 х 45 м), а асфальтобетонная ВПП-1 (2509 х 45 м) не эксплуатируется из-за отсутствия светосигнального оборудования. Первый этап работ на ВПП-2, предусматривающий реконструкцию перрона и магистральной рулежной дорожки, завершился в июне 2016 года. Что касается ВПП-1, то по госконтракту ее реконструкция должна завершиться до ноября 2017 года. Проект предусматривает удлинение полосы на 500 м, реконструкцию отдельных участков перрона, строительство площадки противообледенительной обработки самолетов и замену светосигнального оборудования. Во ФГУП АГА сообщили, что работы ведутся по графику. Помимо этого идет реконструкция перрона перед новым пассажирским терминалом. В результате перрон увеличится до 27 мест и сможет принимать и обслуживать воздушные суда типа Boeing-737, Аirbus-321, Ил-96-300 и Boeing-747.
Кроме того, начались работы по проведению новой дороги к аэропорту, которая соединит воздушные ворота города с метро. Для этого будет реконструирован Молодежный проспект в Автозаводском районе: проект предполагает строительство новой четырехполосной трассы, развязки и трех путепроводов. После нескольких повторных торгов право на реконструкцию Молодежного проспекта получил нижегородский застройщик «Жилстрой-НН», который уже начал перенос коммуникаций в зоне строительства. Из федерального и регионального бюджетов на реализацию проекта, который позволит значительно ускорить путь из Стригино в центр Нижнего Новгорода, будет выделено более 3,7 млрд руб. Кроме того, региональные власти предусмотрели средства на выкуп земель под будущей магистралью: в полосу реконструкции, по данным областного мининвеста, попали 67 частных земельных участков в садоводческих товариществах, а также территории нескольких юрлиц. Завершить освобождение земли под проспект от прав третьих лиц в облправительстве рассчитывают в сентябре.
По мнению аналитика Aviation Explorer Владимира Карнозова, развитие аэродромной инфраструктуры нижегородского аэропорта значительно расширит возможности воздушной гавани. «Сейчас большинство авиакомпаний летает на воздушных судах с максимальным взлетным весом 90–93 т. На Ил-96 с максимальным взлетным весом около 250 т летает только кубинская Cubana de Aviacion, а также глава российского государства. Поэтому после реконструкции в нижегородском аэропорту сможет приземлиться Ил-96 с президентом», – отмечает господин Карнозов. По его мнению, в большей степени характеристики обновленного аэродрома будут востребованы в период чемпионата мира по футболу 2018 года, а также чартерных перевозок по туристическим направлениям. Однако, чтобы окупить инфраструктуру, нужно не рассчитывать на разовое масштабное событие, а работать над постоянным увеличением регулярного трафика, добавляет эксперт.
Дороги дороги
Чтобы предоставить инвесторам в регионе возможность осуществления перевозок наземным транспортом, необходимо обеспечить качественную связь городской дорожной сети с федеральными транспортными коридорами. Поэтому в Нижнем Новгороде сейчас реализуется сразу три крупных проекта, которые позволят заметно улучшить ситуацию на дорогах города и обеспечить необходимую инфраструктуру для коммерческого транспорта.
Одним из ключевых объектов является второй Волжский мост, который строится параллельно существующему мосту, соединяющему Нижний Новгород с городом-спутником Бором и втрое увеличит пропускную способность этого участка федеральной трассы в кировском направлении. Тендер на строительство моста в 2013 году выиграло ОАО «Мостотрест» братьев Ротенбергов, цена контракта составила 13 млрд руб. Кроме нового двухполосного моста протяженностью 1,5 км, проект предполагает строительство правобережного и левобережного подходов к нему общей протяженностью 7,3 км, расширение до четырех полос трассы до Толоконцева, строительство двух пойменных мостов и моста через реку Везлому. Также контрактом предусмотрены три развязки и два надземных пешеходных перехода.
Общий объем финансирования моста в 2016 году составит 5,3 млрд руб. В соответствии с контрактом мост вместе с подходами должен быть готов к середине 2017 года. Областные власти поручили подрядчику сдвинуть на год вперед сроки реализации проекта и сдать мост уже в 2016 году. Как отметили в министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, сейчас готовность всей Борской транспортной системы оценивается в 66–67%. В частности, на момент сдачи номера на правобережной эстакаде в 11 пролетах были смонтированы железобетонные балки с устройством выравнивающего слоя, в пролетах 17-18-19 – монтаж металлических пролетных строений с устройством плиты проезжей части. На самом дублере ведется укладка литого асфальта, а на подходах к нему – устройство переходных плит для выезда на мост. Кроме того, в районе поселка Неклюдово возводится земляное полотно существующей дамбы (осталось сделать всего 0,6 км насыпи), продолжаются работы по переустройству газопровода. Со стороны Нижнего Новгорода строится круговая развязка на пересечении ул. Акимова и ул. Карла Маркса: переносятся коммуникации и ведутся работы по асфальтированию развязки. Полностью вся борская транспортная система, включающая комплекс мостов, эстакад, развязок на кировском направлении между Нижним Новгородом и Бором будет пущена в эксплуатацию летом 2017 года. А чтобы при пуске мостового комплекса все дорожные объекты, которые войдут в систему, были в хорошем состоянии, планируется параллельно отремонтировать асфальтобетонное покрытие действующего Борского моста в рамках контракта на текущее содержание объекта.
Параллельно «расшивается» еще одно узкое место в городе: ведутся работы по расширению восточного подъезда к Нижнему Новгороду. Реконструкцию автодороги в районе деревни Афонино с расширением трассы с двух до четырех полос ведет ООО «Эйдос». По условиям контракта стоимостью 267 млн руб. работы будут завершены до конца сентября следующего года. Кроме того, к 1 июля 2017 года в Афонино должны быть построены два надземных пешеходных перехода: контракт стоимостью более 120 млн руб. заключен с ООО «Мостостроительная фирма МПФ». До конца этого года подрядчик должен вынести коммуникации из зоны строительства и соорудить опоры пешеходных переходов.
Наконец 14 сентября было открыто движение по третьей очереди Южного обхода Нижнего Новгорода. Этим объектом завершилась многолетняя работа областных властей по выводу из столицы Приволжья транзитного транспорта, следующего из Москвы в Казань. Первая очередь Южного обхода протяженностью 16,2 км (399–415-й км автомагистрали М-7 «Волга») строилась 12 лет и была введена в 1993 году. 14,4 км второй очереди (415–429-й км М-7) были построены за два с половиной года: с 2005 по 2008 год и обошлась бюджету в 3,5 млрд руб. Строительство третьей очереди протяженностью около 15 км (429–442-й км автомагистрали М-7) и стоимостью почти 6,2 млрд руб., соединившей автодорогу Нижний Новгород – Саранск с федеральной трассой Нижний Новгород – Казань, продлилось восемь лет. В 2008 году тендер на строительство дороги выиграла фирма «Магистраль», в активную фазу строительство вошло в 2013 году.
Следующий этап – так называемая четвертая очередь строительства Южного обхода (442–472-й км М-7), которая позволит вывести транзитный транспорт не только за пределы столицы региона, но и из Кстова и близлежащих населенных пунктов. Начнется эта дорога в конечном пункте третьей очереди обхода а завершится в районе примыкания к трассе М-7 автодороги Работки – Порецкое. Реализацией проекта займется ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород», финансирование будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Сейчас ФКУ ведет разработку проектной документации, уже сданы основные проектные решения, проводится технологический и ценовой аудит объекта, а параллельно ведутся работы по планировке территории. Пока проект не прошел экспертизу, и говорить о стоимости и сроках его реализации преждевременно, сообщили в Упрдоре. Между тем, по предварительным данным, на 2017 год уже будет заложено федеральное финансирование.
Пуск третьей очереди позволил грузовому транспорту, следующему по трансъевропейскому коридору на восток, миновать Нижний Новгород. По мнению начальника управления ГЧП и инвестиционных проектов АНО «Дирекция московского транспортного узла» Евгения Глумова, это положительно повлияет на транспортную и экологическую ситуацию в городе, а также приведет к росту объема коммерческих перевозок в регионе и повлечет развитие сопутствующей логистической инфраструктуры. «Как показывает практика, реализация таких проектов приводит к развитию смежных отраслей. Поэтому ввод третьей очереди Южного обхода окажет позитивное влияние на развитие региона даже до строительства четвертой очереди, скорость ввода которой будет зависеть прежде всего от экономической ситуации в стране», – полагает эксперт
Путь в будущее
Еще одно перспективное направление развития транспортной инфраструктуры Нижегородской области, которое позволит ускорить и упростить сообщение с Москвой и соседней Казанью, а в перспективе – с Уралом и Сибирью, – развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения. Речь идет о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, которая пройдет через Нижний Новгород. Магистраль общей протяженностью 770 км сократит время поездки от Москвы до Казани до трех с половиной часов, а от Москвы до Нижнего Новгорода – с трех с половиной до двух часов. По предварительным оценкам, стоимость проекта составит 1,068 трлн руб., около 30% объемов строительства магистрали придется на Нижегородскую область. Предполагается, что ВСМ после Дзержинска разделится на две ветки: одна пройдет в сторону Московского вокзала и будет тупиковой, а вторая – через нижегородский аэропорт в сторону Казани. Проектирует магистраль российско-китайский консорциум во главе с ОАО «Мосгипротранс». Также в него вошли ОАО «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Предполагается, что проект будет реализован в формате концессии, где концедент – РФ, концессионеры по каждому из двух участков (от Москвы до Нижнего Новгорода и от Нижнего до Казани) – специально созданные проектные компании, а лидером будет дочерняя структура РЖД – «Скоростные магистрали». РЖД уже договорились с КНР, которая обещает участвовать и в акционерном капитале, и в долговом финансировании: консорциум «Шелковый путь» даст 52 млрд руб. и $1 млрд взносами в капитал концессионеров по первому и второму участкам соответственно, а China Development Bank кредитует проект на 400 млрд руб. В этом году у проекта на участке Нижний Новгород – Казань появился еще один потенциальный инвестор – консорциум «Немецкая инициатива», в который вошли Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании. Германские финансовые организации рассматривают возможность предоставить в долг от 1,5 млрд евро на строительство инфраструктуры и от 700 млн евро – на приобретение подвижного состава.
В Нижнем Новгороде для ВСМ планируется построить станцию в аэропорту, а также отдельный вокзал на территории вагонного депо ГЖД, рядом с действующим железнодорожным вокзалом. Предполагается, что он будет возведен к 2018 году. Проект предусматривает строительство двухэтажного комплекса с цокольным этажом общей протяженностью около 1 км, к вокзалу проложат четыре новые железнодорожные ветки, и поезда будут прибывать фактически в само здание вокзала. Также предполагается строительство парковки на 470 машиномест, дома отдыха для локомотивных бригад и перехода на противоположную сторону Московского шоссе над железнодорожными путями. Кроме того, планируется реконструировать существующую гостиницу и обустроить торговый центр на части площадей старого вокзала. Вокзальные комплексы Нижний Новгород ВСМ и Аэропорт ВСМ находятся на этапе разработки проектной документации: проектирование началось в июне 2015 года. Стоимость вокзалов определится после заключения Главгосэкспертизы России, сообщили в «Скоростных магистралях».
Детальная трассировка ВСМ на территории Нижегородской области еще не утверждена, и точный маршрут прохождения магистрали будет известен после окончания проектных работ. Сейчас утверждена документация по планировке территории только от станции Железнодорожная в Подмосковье до Владимира, госэкспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий по проекту намечены на конец текущего года. Изъятие земельных участков и объектов недвижимости для строительства ВСМ, которое будет проводиться параллельно со строительно-монтажными работами, планируется в конце 2018 года, а предоставить земли для строительства магистрали планируется только в 2020 году. Поэтому реализовать проект к чемпионату мира по футболу 2018 года, как это планировалось изначально, не удастся.
Интерес иностранных инвесторов говорит о том, что у проекта ВСМ есть значительный экономический потенциал, полагает Евгений Глумов. «В сегодняшних сложных экономических условиях тот факт, что проект не заморозили и не свернули совсем, является позитивным сигналом. Уже понятно, что проект не будет реализован к 2018 году, однако по нему по-прежнему ведется активная работа», – отмечает аналитик. По его словам, реализация этого проекта, который свяжет столицу с поволжскими регионами и впоследствии с Уралом, повысит мобильность населения, а также будет способствовать развитию сопутствующих отраслей: «Хотя проект будут