X

Обзор прессы от 03.10.2018

03.10.2018

ИНТЕРФАКС; 2018.10.02; «УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ» С 3 НОЯБРЯ ОТКРЫВАЮТ ПРЯМОЙ РЕЙС СОЧИ-БАКУ

С ноября 2018 года начинает полеты по маршруту Сочи-Баку-Сочи, говорится в сообщении компании.

«Прямые рейсы будут выполняться на самолетах А320 раз в неделю по субботам. Время вылета из Сочи - 18:30 (по местному времени), прилет в Баку - 21:20 (время местное)», - отмечается в информации.

«Уральские авиалинии» входят в топ-5 российских авиакомпаний по объему перевозок. Компания базируется в екатеринбургском «Кольцово», московском «Домодедово» и петербургском «Пулково». Крупнейший акционер компании - ее генеральный директор Сергей Скуратов.

ИНТЕРФАКС; 2018.10.02; АЭРОПОРТ «ЖУКОВСКИЙ» УВЕЛИЧИЛ ПАССАЖИРОПОТОК В СЕНТЯБРЕ НА 210%, ДО 133,5 ТЫС. ЧЕЛОВЕК

Аэропорт «Жуковский» увеличил пассажиропоток в сентябре 2018 г. на 210% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, до 133,5 тыс. человек, говорится в сообщении оператора аэропорта АО «Рампорт Аэро».

Самым популярным направлением в прошлом месяце был Симферополь, на втором месте - Минск.

20 сентября началось сотрудничество аэропорта с таджикским национальным перевозчиком Somon Air, напоминает «Рампорт Аэро»: авиакомпания выполняет рейсы в Душанбе и Куляб. С 24 сентября полеты в Куляб также открыл крупнейший авиационный партнер аэропорта - «Уральские авиалинии» (MOEX: URAL).

За девять месяцев «Жуковский» обслужил 872 тыс. пассажиров - в два раза больше, чем за весь 2017 год. «Сохранение текущих показателей по пассажиропотоку позволит «Жуковскому» в ближайшее время выйти на операционную безубыточность», - отмечается в сообщении.

Аэропорт «Жуковский» открылся в середине 2016 г. Обслуживает рейсы российских авиакомпаний «Уральские авиалинии» и Pegas Fly, киргизских Avia Traffic Company и Air Manas, таджикской Somon Air, белорусской «Белавиа», турецких Onur Air и SunExpress. Полеты выполняются в основном в страны СНГ.

Владелец аэропорта - АО «Рампорт Аэро», 75% минус 1 акция которого принадлежат литовскому авиахолдингу Avia Solutions Group (напрямую и через аффилированные структуры), 25% - у «Ростеха» (через дочернее ОАО «ТВК «Россия»).

ИНТЕРФАКС; 2018.10.02; ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО В АЭРОПОРТУ СОЧИ В СЕНТЯБРЕ СНИЗИЛИСЬ НА 1,4%, В КРАСНОДАРЕ - НА 0,8%

Стоимость авиатоплива в двух крупнейших аэропортах Краснодарского края - Сочи и Краснодаре - снизилась на 1,4% и 0,8% соответственно, сообщается в материалах Росавиации.

Так, в августе тонна топлива от поставщика керосина в аэропорт Сочи - ООО «Базовый авиатопливный оператор» (БАТО) - составляла 49,347 тыс. рублей, а в сентябре - 48,633 тыс. рублей.

В аэропорт Краснодара «Базовый авиатопливный оператор» в сентябре поставлял керосин по 47,775 тыс. рублей за тонну, тогда как в августе стоимость топлива составляла 48,156 тыс. рублей.

Аэропорты Сочи и Краснодара входят в группу «БазЭл Аэро» вместе с аэропортовым комплексом Анапы.

«БазЭл Аэро» управляет аэропортовыми активами холдинга «Базовый элемент» («БазЭл»), является совместным предприятием «БазЭла», Сбербанка (MOEX: SBER) России и Changi Airports International («дочка» Changi Airport Group).

ООО «Базовый авиатопливный оператор» (БАТО) работает на рынке авиатопливообеспечения с марта 2009 года, осуществляет заправку пассажирских и грузовых воздушных судов российских и иностранных авиакомпаний в аэропортах Краснодара, Анапы, Геленджика, Сочи. По данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», компания принадлежит ООО «РН-Аэро» (Москва, дочерняя компания НК «Роснефть» (MOEX: ROSN)).

ИНТЕРФАКС; 2018.10.02; ТОПЛИВО В АЭРОПОРТУ СТАВРОПОЛЯ В СЕНТЯБРЕ ПОДОРОЖАЛО НА 2,3%, В МИНВОДАХ ЦЕНЫ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ

Стоимость авиатоплива в аэропорту «Ставрополь» в сентябре увеличилась на 2,3% относительно августа текущего года, свидетельствуют данные Росавиации.

В августе тонна керосина стоила 43,626 тыс. рублей (без НДС), в сентябре цена на него поднялась до 44,623 тыс. рублей.

Цены на авиатопливо во втором аэропорту Ставропольского края - «Минеральные Воды» - не изменились: тонна керосина в августе и сентябре стоила 45,142 тыс. рублей (без НДС).

Международный аэропорт «Минеральные Воды» - крупнейший авиаузел Северо-Кавказского федерального округа. В 2017 году обслужил 2,2 млн пассажиров, что на 27% больше, чем годом ранее. Входит в аэропортовый холдинг «Новапорт» Романа Троценко.

АО «Международный аэропорт Ставрополь» в 2017 году обслужило 356,2 тыс. пассажиров, что на 8,5% больше, чем в 2016 году. По данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», 51,2% уставного капитала общества принадлежит Минимущества Ставрополья, 48,8% владеет ООО «Авиасервис» (Москва).

ИНТЕРФАКС; 2018.10.02; ЦЕНЫ НА АВИАТОПЛИВО В ПЕТЕРБУРГЕ И КАЛИНИНГРАДЕ В СЕНТЯБРЕ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Стоимость авиатоплива в аэропортах «Пулково» (Санкт-Петербург) и «Храброво» (Калининград) в сентябре не изменилась относительно августа, свидетельствует статистика Росавиации.

В сентябре АО «Совэкс», осуществляющее заправку самолетов в аэропорту «Пулково», отпускало тонну топлива за 48,55 тыс. рублей без НДС. В августе тонна топлива в Петербурге также стоила 48,55 тыс. рублей без НДС.

В аэропорту «Храброво» в сентябре АО «Авианефть» отпускало тонну топлива за 47 тыс. рублей без НДС, как и в августе.

При этом, по данным Росавиации, за январь-сентябрь 2018 года стоимость авиатоплива в «Пулково» выросла на 7,9%, в «Храброво» - на 4,7%.

Согласно данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», 51,28% уставного капитала АО «Авианефть» принадлежит самой компании, еще 48,72% владеет ликвидируемое ЗАО «Рос & Нефть». Уставный капитал этого ЗАО на 25% принадлежит ПАО НК «Роснефть» (MOEX: ROSN), еще на 25% - «дочке» ПАО «ЛУКОЙЛ» (MOEX: LKOH) ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», 50% владеет АО «Роснефтегаз».

АО «Совэкс» через ООО «ТЗК «Северо-Запад» в равных долях владеют «Газпромнефть-Аэро» и ООО «ЛУКОЙЛ-Аэро».

«Пулково» по пассажиропотоку занимает 4-е место в России. Пассажиропоток аэропорта в январе-августе 2018 года составил 12 млн 153,915 тыс. человек, что на 11,1% превысило результат аналогичного периода 2017 года. Аэропорт «Пулково» в конце апреля 2010 года передан в управление ООО «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС), которое выступает концессионером его реконструкции.

АО «Аэропорт «Храброво» по итогам 8 месяцев 2018 года увеличил пассажиропоток на 18%, до 1,455 млн человек. В настоящее время владельцем АО является компания «Новапорт».

ИНТЕРФАКС; 2018.10.02; ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО В КРУПНЕЙШИХ АЭРОПОРТАХ ВОСТОКА РФ В СЕНТЯБРЕ ВЫРОСЛИ В СРЕДНЕМ НА 1%

Цены на авиакеросин в пяти крупнейших аэропортах Сибири и Дальнего Востока в сентябре изменились разнонаправленно, а в среднем выросли на 1%, следует из материалов Росавиации.

В новосибирском аэропорту «Толмачево» оператор «Новапорт-ГСМ» поднял цену на 1,1% - до 44,15 тыс. рублей за тонну (здесь и далее - без НДС). Второй оператор - «Газпромнефть-Аэро Новосибирск» - цену сохранил на уровне 43,66 тыс. рублей за тонну.

Оператор «РН-Аэро» в красноярском аэропорту «Емельяново» снизил цену на авиакеросин на 1,4% - до 43,65 тыс. рублей за тонну. Снижение происходит второй месяц подряд, в августе цена снизилась на 5,8%.

Операторы аэропорта Иркутска - «ТЗК Иркутск» и «ВСТК» - цены не изменили, сохранив на уровне 49,51 тыс. рублей и 44,1 тыс. рублей соответственно.

В хабаровском аэропорту «Новый» оба оператора (ОАО «Хабаровский аэропорт» и ООО «ТЗК-Аэро») повысили цену синхронно на 1,9% - до 47,32 тыс. рублей. В августе эти операторы также действовали синхронно, снизив цену на 3,6%.

В аэропорту Владивостока «Кневичи» ООО «ТЗК ДВ» подняло цену на 4,9% (до 51,95 тыс. рублей), ООО «РН-Аэро» - на 1,8% (до 50,53 тыс. рублей), ООО «Аэрофьюэлз Камчатка» цену не изменило (55,18 тыс. рублей).

Среди остальных сибирских и дальневосточных аэропортов наибольший рост цен на авиатопливо зафиксирован в камчатском аэропорту «Пахачи» (на 15,1% - до 83,09 тыс. рублей, оператор ОАО «Камчатское авиапредприятие») и в аэропорту «Талакан» (на 14,4% - до 57,65 тыс. рублей, оператор ОАО «Аэропорт Сургут»).

Наиболее существенное снижение цен отмечено в камчатском аэропорту «Манилы» - на 6%, при этом цена за тонну авиакеросина здесь осталась самой высокой среди аэропортов Сибири и Дальнего Востока - 88,66 тыс. рублей.

ТАСС; 2018.10.02; ПАССАЖИРОПОТОК АЭРОПОРТА МАХАЧКАЛЫ ВЫРОС ПОЧТИ НА 19% ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2018 ГОДА

Пассажиропоток аэропорта Махачкалы за девять месяцев текущего года вырос на 19% и составил более 923 тыс. человек. Об этом сообщила журналистам помощник гендиректора аэропорта Камила Гамзатова.

«Пассажиропоток международного аэропорта Махачкалы с января по сентябрь включительно 2018 года увеличился на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 923 тыс. 480 пассажиров», - сказала Гамзатова.

По ее словам, на 15% увеличилось количество авиавылетов. «Данный показатель в этот период составил 6 тыс. 601 рейс», - уточнила Гамзатова.

Как сообщалось ранее, председатель правительства Дагестана Артем Здунов заявил, что аэропорт Махачкалы до конца текущего года планирует увеличить пассажиропоток до 1,2 млн человек, что почти на 200 тыс. пассажиров больше по сравнению с прошлым годом. По его словам, за прошедший год открыты новые маршруты из Махачкалы в Казань, Ростов-на- Дону, Краснодар.

Ранее гендиректор аэропорта Арсен Пирмагомедов сообщил ТАСС, что в 2018 году аэропорт Махачкалы планирует нарастить пассажиропоток почти на 5% за счет увеличения маршрутной сети. По мнению Пирмагомедова, пассажиропоток увеличится за счет «общего естественного развития рынка авиаперевозок, а также за счет расширения маршрутной сети полетов и увеличения частот полетов по уже существующим направлениям».

Единственный аэропорт

Аэропорт Махачкалы - единственный аэропорт Дагестана. После реконструкции взлетно-посадочной полосы в 2014 году воздушная гавань с каждым годом улучшает основные показатели. В 2017 году в аэропорту Махачкалы было перевезено рекордное количество пассажиров - 1,068 млн, что на 23% больше показателей 2016 года. С мая 2017 года аэропорт получил допуск к приему и выпуску широкофюзеляжных самолетов Boeing-767-200, Boeing-767-200ER, Boeing-767-300 и Boeing-767-300ER, а также Airbus A-330-200 и их модификаций.

В феврале 2018 года международный аэропорт Махачкалы признан лучшим аэропортом в категории «Региональный проект Северо-Кавказского федерального округа» по версии экспертов премии «Воздушные ворота России». Пропускная способность аэропорта на внутренних рейсах - 200 пассажиров в час, на международных - 60 пассажиров в час. Отсюда выполняются рейсы в Москву (8-10 вылетов в день), Санкт-Петербург (ежедневно), Сургут, Ростов-на-Дону, Сочи, Минеральные Воды, Краснодар, а также в города Казахстана, Турции и ОАЭ.

Кроме того, ведется строительство международного терминала махачкалинского аэропорта стоимостью около 1 млрд рублей. Его планируется завершить в конце 2018 года, а в третьем квартале 2019 года терминал будет введен в эксплуатацию. Пропускная способность его составит 190 человек в час, прилетающие и вылетающие пассажиры будут обслуживаться одновременно. Общая площадь здания составит более 8 тыс. кв. метров.

https://tass.ru/severnyy-kavkaz/5625787

ТАСС; 2018.10.02; АВИАСООБЩЕНИЕ МОСКВА - ПСКОВ СТАНЕТ ЕЖЕДНЕВНЫМ С 1 МАРТА 2019 ГОДА

Крупнейшая в Южном федеральном округе ростовская авиакомпания «Азимут» запустит ежедневные рейсы по маршруту Москва - Псков с 1 марта 2019 года. Об этом сообщил журналистам губернатор Псковской области Михаил Ведерников по итогам рабочего совещания о развитии авиасообщения в регионе, в котором принял участие председатель совета директоров АО «Авиакомпания Азимут» Павел Удод.

Псковский аэропорт Кресты принял рейс по маршруту Москва - Псков. На взлетно-посадочной полосе приземлился самолет авиакомпании «Азимут», пришедшей на смену «Псковавиа», летный сертификат которой был приостановлен с апреля.

«Мы проговорили с руководством авиакомпании «Азимут», что с 1 марта будут ежедневные полеты. Это первая часть. Вторая часть связана с субсидированием из областного и федерального бюджета, мы проговорили возможность со следующего года начало полетов в Краснодар и рассматриваем ряд других регионов. Но эта тема будет зависеть от того, как пройдут наши переговоры с Минтрансом и с Росавиацией», - сказал Ведерников.

В ходе совещания председатель совета директоров «Азимута» отметил, что компания видит «достаточно серьезные перспективы региона». «С марта месяца у нас твердые планы по ежедневному рейсу [Москва-Псков]. Мы отчетливо понимаем, что именно ежедневные рейсы будут более эффективны», - сказал Удод.

Он также добавил, что авиакомпания «Азимут» рассчитывает в следующем году начать программу полетов из Пскова в Краснодарский край, в соответствии с программой субсидирования перевозок, «которая существует на федеральном уровне и эффективно работает в случае софинансирования из регионального бюджета». «Технических проблем для начальных полетов мы не видим. Южное направление наиболее востребовано для отдыха людей, это емкие направления, при формировании рейсов по расписанию формируется устойчивый пассажиропоток. Краснодар - это основное направление, непосредственно сам Краснодарский край, большая часть Черного моря», - пояснил глава совета директоров авиакомпании.

По его словам, в следующем году, когда начнутся регулярные авиаперевозки между Псковом и Москвой, будет изменено расписание рейса. «С началом регулярного рейса будет изменено расписание, такая схема заложена в наше расписание и утверждена. Самолет будет ночью стоять здесь, в аэропорту Пскова, вылетать он будет около 7 часов утра и прилетать сюда он будет в районе 10-11 часов вечера. Нам здесь придется организовать условия отдыха экипажа», - сказал Удод.

https://tass.ru/ekonomika/5627312

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; АЛЕКСАНДР ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ; 2018.10.03; АТОМ, АРКТИКА, ДИАЛОГ; МОРЕХОДЫ, ПОЛЯРНИКИ, ЭКОЛОГИ И ДЕПУТАТЫ CВЕРИЛИ КУРС С НАЦИОНАЛЬНЫМ ОПЕРАТОРОМ СЕВМОРПУТИ

В этом заголовке нет ошибки: все три слова написаны с заглавной буквы сознательно. Только так, без технократического апломба и ложного пафоса с национальной окраской, можно вести речь о расширении человеческого присутствия в Арктике, совместном использовании ее ресурсов, развитии Северного морского пути и создании для этого береговой инфраструктуры.

Хочется верить, что с такой или примерно такой внутренней установкой, если хотите, максимой-императивом, вернулись к текущим делам и заботам участники регионального форума-диалога «Сотрудничество для устойчивого развития Арктики», который состоялся на минувшей неделе в Мурманске.

Встречи в таком формате - с участием власти, бизнеса, авторитетных экспертов и активистов-экологов - проводятся под эгидой Общественного совета госкорпорации «Росатом» в разных регионах страны, и всякий раз по актуальному поводу. Нынешнюю, уже одиннадцатую по счету, было решено собрать в столице Заполярья, где базируется наш атомный ледокольный флот, и приурочить к Дню работника атомной промышленности.

Чтобы тем самым подчеркнуть: к новым полномочиям инфраструктурного оператора Севморпути, которыми правительство наделяет «Росатом», в руководстве госкорпорации и ее профильных структурах подходят с высокой ответственностью. И с первых дней готовы работать в контакте с коллегами из минтранса, минприроды, минобороны, Росгидромета, других федеральных ведомств, местными властями, научно-исследовательскими учреждениями, крупным бизнесом и организациями гражданского общества.

Иными словами, со всеми, кто профессионально и непредвзято погружен в эту тему. Несет перед государством и людьми ответственность за какое-то важное направление или участок работы. Обеспечивает навигацию в арктических морях и на Севморпути, авиасообщение, связь и сам факт нашего присутствия в Арктике. Кто видит здесь приложение своим знаниям, умению и средствам - сегодня или в ближайшем будущем.

И с теми, разумеется, кто здесь уже живет, работает, учится, несет военную службу, учит детей, заботится о здоровье и благополучии северян.

Приходим с воды

Глава городского округа Певек Николай Леванов, когда представлял собравшимся самый северный в России (и, как выясняется, на планете) город-порт и место, где уже в будущем году должна заработать первая в мире плавучая АТЭС - атомная теплоэлектростанция, высказался в том смысле, что блага цивилизации в их краю приходят главным образом с воды.

Когда-то, по данным Леванова, в Певеке было 17 тысяч населения, а вместе с районом - 32. Сейчас чуть больше пяти тысяч на весь округ. А территория в два-три раза больше многих областей в европейской части России. С 27 ноября по 16 января здесь совсем не видят солнечного света: почти два месяца властвует полярная ночь. Зато с середины мая и до конца июля cолнце светит круглые сутки. Если, конечно, нет облаков...

- В нашем городе, - зашел глава с неожиданной стороны, - никогда не было тротуаров. И женщины очень страдали, что не могут пройтись на шпильках. А сейчас мы активно используем в дорожном строительстве, в благоустройстве улиц и дворов монолитный бетон. Теперь и наши дети могут на роликах покататься...

А еще, признался Николай Леванов, началась капитальная реконструкция городских теплосетей - практически 100-процентная их замена. Это напрямую связано с предстоящим вводом в строй ПАТЭС «Академик Ломоносов». Она ведь должна не только электричество вырабатывать, но и обеспечивать город теплом. Так вот «Росэнергоатом» как заказчик станции и ее оператор рассудил по-хозяйски: надо вложиться и построить в городе современные теплосети, по замкнутой схеме - чтобы не провоцировать сбросов в открытую гидросеть и не отапливать тундру.

Пусть льды и вечная мерзлота живут своей жизнью, а люди и умные машины - своей.

С появлением в Певеке нового источника света и тепла связывают и другие ожидания. Ведь два реактора «Академика Ломоносова» смогут вырабатывать до 70 мегаватт электроэнергии и 300 МВт тепловой - этого хватит для города с населением 200 тысяч человек. Помимо самого Певека электричеством с ПАТЭС будут пользоваться на рудниках, приисках и производственных площадках в Чаунском и соседнем Билибинском районах Чукотки.

80 миллионов тонн может составить грузопоток в Арктике к 2024 году

Для этого, рассказал заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом», руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Виталий Трутнев, уже сейчас реконструируются действующие, а где необходимо, прокладываются новые ЛЭП, строятся электроподстанции. А кроме того, плавучий энергоблок может использоваться в качестве опреснителя - он способен ежедневно вырабатывать до 240 тысяч кубометров воды.

Для Певека и подобных мест это в любой момент может быть востребовано. Сейчас, по словам того же Николая Леванова, в городе пользуются талой водой, а до этого «пять лет жили на опресненной».

Сергей Жаворонкин из Мурманска, профессионал с большим стажем в вопросах радиологии, промышленной безопасности и гигиены труда, давний член Общественного совета «Росатома», призвал коллег дополнить тезис «Приходим в Арктику с воды» обязательным условием: приходим с головой. То есть следуем закону и здравому смыслу. И поступаем по совести, а не прикрываем собственное невежество или чье-то самоуправство и свое соглашательство фиговыми листками ведомственных инструкций.

Социолог, доцент Сибирского федерального университета Дмитрий Труфанов из Красноярска пошел дальше - предложил вместе с головой включать и сердце. Потому что Арктика - очень ранимый во всех смыслах регион. Директор Российского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Игорь Честин проиллюстрировал это на экране. Даже при сильном увеличении составленной им карты не хватает места, чтобы указать и перечислить все уже созданные в Арктике и на Арктическом побережье, вдоль трассы Севморпути, особо охраняемые территории - заповедники, заказники, природные парки, а также места и ареалы постоянного обитания, сезонных миграций, перелетов, гнездования, нагула, деторождения зверей, птиц, морских млекопитающих...

Не надо думать, что Арктика - это большие незаселенные пространства. Тут повсюду своя жизнь. И здесь, в высоких широтах, не просто кухня мировой погоды в прямом и переносном смыслах. В Арктике, с высокой долей вероятности, - будущее нашей планеты и судьба человеческой цивилизации.

Голову включаем

Проводимый с 2014 года форум-диалог стал востребованным форматом взаимодействия между специалистами атомной отрасли и представителями общественности. В этот раз в Мурманске собрались более 300 экспертов, представителей федеральных и местных органов власти, российских и зарубежных экологических организаций. В рамках пленарной дискуссии «Арктика: развитие, экология, ответственность» были обнажены ключевые проблемы и ожидания от масштабной программы, которая намечена к реализации.

Заместитель главы «Росатома» Вячеслав Рукша, он же руководитель формируемой сейчас дирекции Северного морского пути, напомнил, что нынешним летом Госдума приняла в первом чтении законопроект, определяющий полномочия в сфере развития и функционирования Севморпути и прилегающих территорий. Предлагается на основании закона сосредоточить в ведении одного инфраструктурного оператора - им определена госкорпорация «Росатом» - ряд ключевых компетенций, в том числе в сфере судоходства, безопасности мореплавания, развития портовой и энергетической инфраструктуры на трассах Севморпути и прилегающих территориях, а также в области обеспечения необходимых при этом сервисов.

Тем же законопроектом предусмотрено, что полномочия по нормативно-правовому регулированию судоходства в Арктике, выполнение международных обязательств Российской Федерации, контрольно-надзорные функции, в том числе утверждение стандартов и требований, связанных с безопасностью мореплавания, и другие осуществляет Минтранс России.

Как сообщил Вячеслав Рукша, уже в первом квартале 2019 года «Росатом» может предложить план развития инфраструктуры Северного морского пути в целом. Исходным толчком для работы в этом направлении стало поручение Совета безопасности от декабря 2017 года - дать свое видение, каким ожидается в ближайшие 5-10 лет развитие грузопотока в Арктике и какая инфраструктура, флот, кооперация здесь потребуются.

- В основном это добыча природных ресурсов, их вывоз, что важно для решения внутренних задач, и поставки на внешние рынки - прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона, - констатировал Вячеслав Рукша на пленарном заседании форум-диалога.

По его данным, к 2024 году грузопоток в Арктике может вырасти до 80 миллионов тонн. Чтобы с этим справиться, необходимы мощные суда и арктический ледокольный флот.

- Это такая работа, где цель общая, а задачи у каждого свои. Нормотворчество, стандарты - все остается за минтрансом и его структурами, - разделил сферы ответственности руководитель дирекции Севморпути. - Наша вахта - создание своеобразной «ледовой дороги», которая позволяла бы даже в самых тяжелых условиях развивать проекты арктической зоны.

Ранее сообщалось, что на создаваемую в структуре «Росатома» дирекцию Севморпути будут возложены следующие функции: реализация государственной политики и стратегия развития СМП; взаимодействие с регионами и органами власти; управление проектами развития; целеполагание и контроль достижения ключевых показателей деятельности предприятий; реализация государственных функций и услуг. В ведении дирекции также останутся управление атомным ледокольным флотом, содержание и поддержание существующей инфраструктуры.

Открытый диалог с экологами стал нормой в «Росатоме». В этот раз активистам норвежского объединения «Беллона» дали возможность рассмотреть изнутри плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». Оказавшись внутри, гости из Норвегии получили подтверждение, что в один из двух реакторов ПЭБ ядерное топливо уже загружено и начаты подготовительные процедуры к такой же операции на втором. А затем, побывав в машинном отделении, на центральном пульте управления, в каютах, на мостике и вертолетной палубе, смогли увидеть, как это уже работает, и понять, как должно функционировать в составе плавучей атомной теплоэлектростанции в Певеке.

Двухдневная программа форума-диалога в Мурманске вобрала в себя мероприятия разного формата, включая технический тур на судоремонтный завод «Нерпа» и производство по выгрузке отработанного ядерного топлива из хранилища ПТБ «Лепсе», а также посещение атомного ледокола «50 лет Победы» и плавучего энергоблока ПАТЭС «Академик Ломоносов». В те же дни с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и депутатов заксобраний были проведены парламентские слушания «Обеспечение государственных интересов Российской Федерации и развитие международного сотрудничества в Арктике».

А завершающим информационным аккордом стало заседание Арктического клуба, который совместно подготовили и провели в рамках мурманского форума Союз журналистов России и госкорпорация «Росатом». В работе приняли участие губернатор Мурманской области Марина Ковтун, известный в прошлом дипломат, а ныне член Совета Федерации Сергей Кисляк, руководитель дирекции строящейся плавучей атомной электростанции Концерна «Росэнергоатом» Виталий Трутнев, епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков.

Модераторам на этом заседании стал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, а главной темой - взаимодействие медиасообщества, общественности и власти при освоении Арктики. В прямом диалоге с законодателями и журналистами Вячеслав Рукша рассказал, в частности, о программе и сроках ввода в строй новых ледоколов. По его словам, чтобы обеспечить безопасность мореплавания по Севморпути и круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики, необходимо построить три ледокола на сжиженном природном газе, атомоходы ЛК-60 (первые три уже строятся на Балтийском заводе) и три мощнейших ледокола «Лидер», способных преодолевать льды толщиной в два человеческих роста. Как уже сообщала «РГ», в начале сентября вице-премьер Юрий Борисов объявил, что новые атомоходы проекта 10510 «Лидер» будет строить ССК «Звезда» в Приморье (город Большой Камень рядом с Владивостоком).

На вопрос о том, почему именно «Росатом» решено наделить функциями оператора Севморпути, Вячеслав Рукша ответил ожидаемо, как профессионал в своей области: «Тут формируется особая транспортная система. Должны быть и соответствующие мощные суда, и арктический ледокольный флот. Все это требует координации - как технологической, так и просто диспетчеризации».

А момент стратегический, с учетом интересов и возможностей государства, отразил два дня спустя Сергей Кириенко - как первый заместитель руководителя администрации президента России и председатель Наблюдательного совета ГК «Росатом».

«Атомщики - это особая гордость нашей страны. Вы решаете стратегические задачи, связанные с укреплением обороноспособности государства и обеспечением энергетической безопасности», - отметил он в поздравлении к Дню работника атомной промышленности и связал это с новой масштабной задачей в отношении Севморпути. «То, что «Росатому» и дальше будет принадлежать ключевая роль в развитии этого региона, доказывает, что государство высоко оценивает результаты нашей работы в Арктике», - заключил Сергей Кириенко.

Прямая речь

Евгений Никора, заместитель губернатора Мурманской области:

- Мурманская область сотрудничает с «Росатомом» давно и эффективно. Госкорпорация на территории нашей области представлена четырьмя направлениями деятельности: электрогенерация - Кольская АЭС, работа в Арктике - «Атомфлот», гарантирующий поставщик электроэнергии в Мурманской области - «Атомэнергосбыт» и утилизация радиоактивных отходов - «СевРАО». Кроме того, мы сейчас обсуждаем еще ряд проектов, связанных с разработкой горнорудной базы в Мурманской области и работой «РосРАО» в качестве единого федерального оператора по отходам 1-го и 2-го классов опасности.

Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России:

- В Союзе журналистов считают, что пока материалов об Арктике, Северном морском пути, жизни людей на Крайнем Севере недостаточно. Поток их должен вырасти многократно. Поэтому и создан Арктический клуб. Мы будем это развивать, будем создавать сайт, наполнять его, будем проводить такие встречи и форумы. По сути, мы хотим сделать такой информационный портал, куда наши коллеги могли бы присылать информацию об Арктике и откуда другие могли бы такую информацию черпать. Причем не только коллеги, но и властные структуры.

Нильс Бёмер, генеральный менеджер Международного экологического объединения «Беллона» (Норвегия):

- «Росатом» сдержал обещание, которое было дано в мае 2018 года, когда плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов» буксировали в Мурманск вдоль побережья Норвегии. Тогда было разрешено подойти и рассмотреть его с воды. Но только снаружи. Как нам объяснили, внутрь попасть было нельзя по соображениям безопасности, которая должна обеспечиваться при морской транспортировке.

А теперь мы смогли побывать не только на палубе и внутри нового для «Росатома» объекта, но и увидели практические результаты нашего взаимодействия в другом проекте, который долгое время оставался проблемным. Это плавбаза «Лепсе» с облученным ядерным топливом, которое осталось еще с советских времен. «Лепсе» была предметом серьезного беспокойства не только жителей Мурманска, но и у нас в Норвегии. Теперь объект переведен в контролируемое состояние, а ядерное топливо начинают выгружать. Открытость, которую демонстрирует в таких делах «Росатом», мы приветствуем.

Тем временем

Межведомственный центр по обеспечению судоходства на Северном морском пути предлагается создать как только будет принят закон о национальном операторе СМП. Об этом сообщил на форуме в Мурманске Николай Монько, и.о. директора ФГКУ «Администрация Северного морского пути» (образована в форме государственного казенного учреждения в марте 2013 года и продолжает действовать).

«Для обеспечения безопасности перевозок предлагается создать межведомственный центр по обеспечению судоходства на Северном морском пути», - сказал Монько. По его словам, в состав центра должны входить представители операторов ледокольного флота, специалисты в области навигационно-географического обеспечения, капитаны морских портов СМП, представители поисково-спасательных служб, научно-оперативная группа института Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), представители лоцманских организаций и основные грузоотправители.

«Основной задачей такого центра должен стать контроль за плаванием судов в акватории СМП, - пояснил журналистам Николай Монько. - Однако создание такой структуры целесообразно только после принятия закона об операторе Севморпути».

https://rg.ru/2018/10/02/sostoialsia-forum-dialog-sotrudnichestvo-dlia-ustojchivogo-razvitiia-arktiki.html

РИА НОВОСТИ; 2018.10.02; «ЗВЕЗДА» С ВВОДОМ СУХОГО ДОКА В 2020 Г ОБЕСПЕЧИТ ПОСТРОЙКУ ЛЕДОКОЛОВ «ЛИДЕР» - «РОСНЕФТЬ»

Судоверфь «Звезда» в Приморском крае с вводом в эксплуатацию сухого дока в 2020 году полностью обеспечит строительство атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер», заявил вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин на конференции Offshore Marintec Russia (OMR) 2018 во вторник.

«К 2020 году мы планируем построить (на судоверфи «Звезда» ред.) самое крупное гидротехническое сооружение в России – сухой док… В нем будут строиться супертанкеры, в том числе и суда с дедвейтом более 350 тысяч тонн, а также ледовые платформы и другая морская техника для работы в Арктике. Могу смело сказать, что возможность построения «Лидера» этот док полностью обеспечивает», – сказал он.

По словам Шишкина, строящийся сейчас на «Звезде» сухой док «фактически представляет из себя второй завод». Его длина составит 485 метров, ширина – 114 метров, высота – 14,5 метров.

В сентябре в ходе церемонии заливки первого бетона в основание сухого дока глава «Роснефти» Игорь Сечин сказал, что судоверфь «Звезда» планирует сократить сроки строительства сухого дока и сдать его в 2020 году, а не в 2023 году, как планировалось изначально. После этого вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщал журналистам, что в России будут построены три новых атомных ледокола проекта 10510 «Лидер», и что вопрос с финансовым обеспечением строительства решен.

Новые атомоходы проекта 10510 «Лидер» задуманы как самые мощные в мире атомные ледоколы, их мощность составит 120 МВт. Основными задачами новых атомоходов должны стать обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. Проведение крупнотоннажных судов предполагается за счет большой ширины этих ледоколов.

Строить новые атомные ледоколы проекта 10510 будет приморский судостроительный комплекс «Звезда» в кооперации с российскими судостроителями, в том числе с петербургским Балтийским заводом, где сейчас сооружаются три универсальных атомных ледокола «Арктика», «Сибирь» и «Урал» проекта 22220.

RNS; 2018.10.02; ВЛАСТИ ЮЖНОЙ КОРЕИ ОСВОБОДИЛИ РОССИЙСКОЕ СУДНО «СЕВАСТОПОЛЬ»

Власти Южной Кореи освободили российское судно «Севастополь», которое было задержано в порту Пусан, сообщает ТАСС со ссылкой на посольство России в Сеуле.

«Запрет полностью снят, все южнокорейские ведомства об этом проинформированы», – сказал собеседник агентства.

По словам собеседника, судно может покинуть порт Пусан, но пока что не планирует этого делать из-за необходимости завершения ремонта.

Ранее МИД России сделал представление послу Южной Кореи в России в связи с задержанием в порту Пусан корабля «Севастополь» и потребовал отменить запрет морских властей страны на выход судна из порта.

21 августа США расширили санкции против России из-за КНДР. Тогда под ограничительные меры попала судоходная компания «Гудзон», которая является судовладельцем «Севастополя».

https://rns.online/transport/Vlasti-YUzhnoi-Korei-osvobodili-rossiiskoe-sudno-Sevastopol-2018-10-02/

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА, СОЧИ; АНАТОЛИЙ КОСТЫРЕВ; 2018.10.03; ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ХЛЕБА; СПАД ПЕРЕВОЗОК ЗЕРНА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОТМЕНЕ СКИДОК НА НИХ

Проблемы зерновиков начинают сказываться на других отраслях. На фоне снижения поставок железнодорожные перевозки зерновых в сентябре упали, по разным данным, на 4–7%. В обеих отраслях проблемы связывают с плохой погодой в портах и колебаниями цен на зерно. Железнодорожники в таких условиях официально заговорили о возможности отмены с 2019 года скидок на экспортные перевозки зерна.

ОАО РЖД наблюдает снижение перевозок зерна в августе–сентябре, рассказал в кулуарах форума «Pro//Движение.1520» директор по коммерческой деятельности монополии Алексей Шило. По его словам, падение по зерну только в сентябре уже достигло 4%. По словам топ-менеджера, в ОАО РЖД пришло «официальное письмо от Минсельхоза о том, что идет снижение урожая в этом году». «Но мы даже с учетом этого рассчитывали, что объем перевозки на железн