X

Обзор прессы от 19.07.2019 на тему: "Развитие транспортного комплекса города Москвы и Московской области"

19.07.2019

ТРАНСПОРТ РОССИИ; ВЯЧЕСЛАВ ЛОБОВ; 2019.07.18;  ГЛЯДИМ В КАНАЛ, КАК В ЗЕРКАЛО...

В нем отражаются основные достижения и проблемы внутреннего водного транспорта.

Река манит…

Набирающую ход речную навигацию коллектив ФГБУ «Канал имени Москвы» – крупнейшего водно–транспортного и водохозяйственного комплекса, выполняющего функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах РФ, встретил уверенно. С Северного речного вокзала отправились в рейсы до Твери, Мышкина, Углича и Плеса круизные лайнеры «Михаил Булгаков», «Константин Симонов», «Дмитрий Фурманов» и «Лебединое озеро». В основном это туры выходного дня, которые весьма популярны у москвичей.

Помимо традиционных маршрутов в путеводителях появляются новые. Как отмечают эксперты, востребованность путешествий по рекам России стабильно растет. За последние три года речной турпоток увеличился на 20% и составил в навигацию–2018 около 290 тыс. человек.

Руководитель ФГБУ Герман Елянюшкин на одной из встреч с журналистами констатировал, что популярность речных круизов растет с каждым годом на 7–15%. Стабильно высокой остается и загрузка рейсов: она превышает 90%. Это подтверждает растущий интерес к путешествиям по рекам как виду отдыха. Ведь современный круиз – это экскурсионный тур с проживанием в комфортных каютах по принципу «все включено». При этом туристам не надо прилагать особых усилий, чтобы посетить достопримечательности в разных городах и организовать свой досуг – все уже продумано и подготовлено.

Высокий спрос на сезон–2019 перевозчики прогнозировали еще в июле прошлого года. Также наблюдался предновогодний всплеск интереса к покупкам речных круизов. В марте круизные компании и туроператоры фиксировали пиковую загрузку при бронировании продолжительных рейсов – от 12 дней, а также туров между столицами (Москва – Санкт–Петербург). Весной здесь было раскуплено около 70% кают. Не ослабевает спрос на речные путешествия и сегодня.

Особое внимание путешественники уделяют круизам между Москвой и Санкт–Петербургом с посещением Углича, Мышкина, островов Валаам и Кижи. На северо–западном направлении настоящая охота ведется на тур из Москвы до Соловецких островов. Другим популярным направлением являются круизы по Волге с посещением Костромы, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Волгограда и Астрахани.

Основными круизными операторами в столичном регионе являются компании, входящие в некоммерческое партнерство «Речной альянс»: «Водоходъ», «Мостурфлот» и «Созвездие». Эти судоходные компании вместе занимают около 80% круизного рынка России.

По мнению специалистов канала, несмотря на устойчивый рост речного турпотока, он составляет всего 0,6% от 48 млн резидентов Московской агломерации: здесь проживают около 30 млн человек, еще 18 млн – туристы. В сегменте круизов есть серьезный потенциал для развития. Сейчас стоит задача – познакомить с речным транспортом и отдыхом на воде всех россиян. Отправляться в круизы по водным путям Московского бассейна должны не менее 1 млн человек в навигацию, а не нынешние 300 тыс. Минтранс России, Росморречфлот и ФГБУ «Канал имени Москвы» вместе с партнерами–перевозчиками делают все возможное для того, чтобы к речным путешествиям приобщалось как можно больше людей, и прежде всего, конечно, молодежь.

В настоящее время коллектив учреждения приступил к реализации проекта комплексной модернизации гидротехнической инфраструктуры Московского бассейна. В течение ближайших шести лет планируется капитально отремонтировать и реконструировать основные объекты, обеспечивающие судоходство и водоснабжение в Центральной России. За более чем 80 лет безаварийной эксплуатации канала все его механизмы и сооружения работают исправно, но нуждаются в масштабном перевооружении. Последние десятилетия крупнейшая водная магистраль страны была хронически недофинансирована. Работники канала уверены, что благодаря реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры ситуация изменится.

За исключением дамбы в Тушино, где в январе этого года произошла авария из–за некачественного проектирования и строительства в 2000 году автомобильного тоннеля, все объекты канала находятся в работоспособном состоянии и не представляют угрозы для безопасности. Из 232 сооружений лишь 104 являются напорными, то есть держат напор воды: это, например, дамбы, каналы, плотины, шлюзы. Они являются опасными только гипотетически, так как в случае прорыва на этих объектах может произойти гидродинамическая авария. Но это только гипотетически.

С 2013 по 2018 год на поддержание инфраструктуры канала имени Москвы было израсходовано почти 20 млрд руб., а в 2019–м на ремонт и реконструкцию выделено около 2,65 млрд руб. Тем не менее инфраструктура канала страдает от хронического дефицита финансирования, которое выделяется из федерального бюджета в виде субсидий. Так, в 2018 году для выполнения госзадания была предоставлена субсидия в размере 2,74 млрд руб., но для реализации соответствующих работ дополнительно требовалось еще 1,7 млрд руб. В 2019 году этот дисбаланс составляет 3 млрд руб. и 1,1 млрд руб. соответственно.

Реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала общей стоимостью 19,16 млрд руб. в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России позволит начать комплексную модернизацию гидротехнической инфраструктуры Московского бассейна, которая не проводилась еще с советских времен. Такой комплексный подход даст возможность обеспечить еще на долгие годы работоспособное состояние гидротехнических сооружений, продлить безопасное функционирование транспортной системы на внутренних водных путях, а также повысить надежность водоснабжения Москвы и предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций.

Усилия специалистов канала имени Москвы в немалой степени способствовали тому, что речной туризм становится все более популярным. «Заболели» им и иностранные туристы. В Москве стартовал первый в навигацию–2019 круиз с иностранцами. Теплоход «Волга Дрим» доставил их в Волгоград. Перевозчики фиксируют значительный рост объема бронирования круизных лайнеров для путешественников из других стран: они уже выкупили практически все предложенные на этот сезон туры по рекам Центральной России и закрывают сделки на 2020 год. В прошлом году доля иностранцев в речном турпотоке выросла на 6%, по водным путям Московского бассейна тогда прошли свыше 86 тыс. зарубежных гостей.

На внутренних водных путях Московского бассейна с зарубежными путешественниками работают шесть круизных компаний: ООО «Водоходъ», ОАО «Мостурфлот», ООО «СК «Созвездие» (его оператором является круизный центр ООО «Инфофлот»), а также ОАО «Донинтурфлот» («Ортодокс») и ООО «Пассажирский флот» (Viking River Cruises, Россия).

Целевая емкость этого рынка оценивается в 100 тыс. человек за навигацию. Иностранцы составляют почти треть пассажиров речных лайнеров. Несмотря на то, что участниками круизов становятся путешественники со всего мира, основной контингент – европейцы. В основном это представители Франции, Германии, Италии и Испании – они составляют 95% пассажиров речных лайнеров. Популярность речного транспорта связана с его экологичностью и комфортабельностью.

Рост иностранного турпотока, конечно, дает стимул для развития рынка круизов и речного туризма. Но эта динамика пока остается в пределах статистической погрешности. Ведь даже 100 тыс. пассажиров – это лишь 0,5% от всего объема туристов (в среднем 18 млн человек), которые приезжают в Москву и могут отправиться в круиз из Порта пяти морей. Здесь есть серьезный потенциал роста. Он обусловлен также пропускной возможностью гидротехнических сооружений канала.

ФГБУ вносит свой вклад в развитие бизнеса в грузоперевозках. Например, канал имени Москвы и ООО «ЯрПесок–97» заключили долгосрочное соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает создание современной инфраструктуры для добычи, перевалки, транспортировки и продажи нерудных строительных материалов в Центральном регионе России. Это партнерство, а также участие Национальной ассоциации судовладельцев позволит сделать рынок нерудных строительных материалов на реке прозрачным и увеличить объем грузоперевозок в Московском бассейне.

Подписанное соглашение предусматривает разработку лицензированных месторождений НСМ в русле реки Волги в районе Углича. Расчетный объем добычи составляет 60 млн куб. м песка, щебня и грунта. Помимо дноуглубительных работ в перспективе планируется организовать площадку для складирования и перевалки перевозимых по реке стройматериалов.

В планах также создание электронной биржи – информационно–логистической системы, которая обеспечит обработку заявок на приобретение и транспортировку грузов, поможет подобрать оптимального поставщика и произвести расчеты. Координировать проект будет Национальная ассоциация судовладельцев.

По оценкам экспертов запасов месторождений НСМ в Угличе хватит по меньшей мере на 30 лет, поэтому важно закрепить долгосрочное партнерство с каналом имени Москвы и инвестировать средства в развитие береговой инфраструктуры. Это создаст клиентскую базу, поддержит постоянный поток грузоперевозок. Поэтапная реализация соглашения наглядно продемонстрирует, что внутренние водные пути – наиболее эффективный и экономически целесообразный ресурс.

http://transportrussia.ru/item/5057-glyadim-v-kanal-kak-v-zerkalo.html