X

Обзор прессы от 31.05.2019 на тему: "Развитие транспортного комплекса города Москвы и Московской области"

31.05.2019

ТАСС; 2019.05.30; МЕТРО В МОСКВЕ БУДУТ РАЗВИВАТЬ В ОСНОВНОМ В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДА

Власти Москвы намерены развивать метрополитен преимущественно в пределах города, для связи регионов приоритет будет отдаваться пригородному железнодорожному транспорту, а также Московским центральным диаметрам (МЦД), сообщили ТАСС в пресс-службе департамента транспорта в четверг по итогам поручений вице-премьера Максима Акимова, опубликованных на сайте правительства РФ.

"Хотим подчеркнуть, что с нашими транспортными коллегами из Московской области у нас крайне доверительные и рабочие отношения, которые позволяют обсуждать любые вопросы. Свою позицию мы представили. Также правительство РФ запрашивало позиции Минтранса РФ, Дирекции Московского транспортного узла, НИУ "Высшая школа экономики" и ОАО "РЖД", в общем, мнение коллег совпало с нашим, и было принято общее решение о том, что приоритет - за развитием проекта МЦД. Метро - это, прежде всего, внутригородской транспорт, поэтому для связи регионов во всем мире развивают пригородный железнодорожный транспорт", - сказал собеседник агентства.

По его словам, сегодня продолжаются работы по развитию железнодорожной инфраструктуры Ярославского направления Московской железной дороги. Уже в 2019 году завершится строительство пятого главного пути на участке Москва-Пассажирская-Ярославская - Мытищи. "Это позволит в часы пик увеличить размеры движения пригородных поездов на 14% и создать дополнительные пассажирские места", - добавил представитель пресс-службы.

Кроме того, для связи с Подмосковьем реализуется проект Московских центральных диаметров. Комплексная реализация МЦД позволит создать более 6 млн дополнительных пассажирских мест в сутки или в 2,2 раза увеличить вместимость пригородного комплекса.

"Нужно продолжать реализацию диаметров, чтобы до 2023 года запустить современные пригородные поезда, в том числе по МЦД-5 на Ярославском направлении Московской железной дороги, и создать современную систему наземного метро. Это будет комфортный транспорт со всем набором сервисов. Запуск МЦД, в среднем, на 5% разгрузит крупнейшие вылетные автомагистрали, на 8-10% снизит нагрузку на Московский метрополитен", - подчеркнул собеседник агентства.

О проекте МЦД

Московские центральные диаметры - начатый в 2018 году транспортный проект, в котором участвуют правительство Москвы, компания "Российские железные дороги", правительство Московской области, Министерство транспорта РФ и Московский метрополитен. Оператор перевозок - ЦППК.

Предполагается создание пяти железнодорожных линий, которые должны идти по диаметру из одного муниципалитета Подмосковья через центр столицы в другой муниципалитет. МЦД-1 "Одинцово - Лобня" и МЦД-2 "Нахабино - Подольск" планируется запустить в конце 2019 - начале 2020 года.

Диаметры станут новым видом транспорта, который объединит формат пригородных электричек и метрополитена, создав фактически систему наземного метро. Так, МЦД будут работать по графику метро - с 05:30 мск до 01:00 мск. Будет разработана удобная билетная система, для оплаты проезда пассажиры смогут использовать карту "Тройка". По подсчетам экспертов, реализация проекта разгрузит всю транспортную инфраструктуру столицы на 10-12%.

https://tass.ru/moskva/6488888

РБК; КАЗАКУЛОВА ГАЛИНА, ПОДОБЕДОВА ЛЮДМИЛА; 2019.05.30; ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЗУЧИТ ПРОКЛАДКУ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ЧЕРЕЗ "ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ"

Вице-премьер Максим Акимов поручил правительству изучить вариант прокладки железнодорожной ветки из Пушкино в Домодедово через "Лосиный Остров". Это не первая попытка сократить границы парка, говорят экологи

Железная дорога через "Лосиный Остров"

Вице-премьер Максим Акимов, курирующий транспорт, поручил Минтрансу и Минприроды совместно с правительствами Москвы и Московской области проработать вопрос о возможности изменения границ парка "Лосиный Остров" для строительства одного из московских центральных диаметров (МЦД), который соединит Пушкино с Домодедово. Решение было принято по итогам совещания, посвященного развитию транспортной инфраструктуры Московской области и реализации программы развития Московского железнодорожного узла, которое Акимов провел 16 мая.

В поручении указано, что в целях транспортного обеспечения городских округов Мытищи, Балашиха и Красногорск "в основном поддержать потенциальную необходимость" развития железнодорожной инфраструктуры Московской железной дороги Ярославского, Горьковского и Рижского направлений и реализации проектов МЦД-2, МЦД-4 и МЦД-5. Проект МЦД-5 - это маршрут Пушкино - Домодедово.

По предварительному маршруту, опубликованному на сайте московской мэрии, МЦД из Пушкино в Домодедово должен был пройти вдоль существующих железнодорожных путей с правой стороны, а "Лосиный Остров" находится с другой стороны дороги.

Источник, близкий к Минприроды, подтвердил РБК, что идея проложить ветку между Пушкино и Домодедово с отчуждением части территории "Лосиного Острова" обсуждается в правительстве. Есть поручение в адрес Минприроды проработать вопрос и представить предложения по этому вопросу, добавил он.

"Совместно с Москвой и Московской областью РЖД завершают разработку и согласование программы развития инфраструктуры до 2024 года с учетом диаметральных маршрутов", - сообщил РБК представитель РЖД. Говорить о конкретных проектных решениях и мероприятиях по проекту "Пушкино - Домодедово" пока преждевременно, добавил он.

Цель проекта МЦД - проложить через Москву сквозные железнодорожные маршруты из разных точек Подмосковья. Планируется, что центральные диаметры смогут перевозить 90 млн пассажиров в год, связав электропоезда основных подмосковных направлений с Московским центральным кольцом и метрополитеном. Протяженность Московских центральных диаметров в столичном регионе составит 460 км, сообщал мэр Сергей Собянин. Стоимость строительства первого этапа составит 50-60 млрд руб., всего проекта - 155,4 млрд руб. Финансировать его будут правительство столицы и РЖД на паритетных началах.

На первом этапе реализации проекта МЦД будет запущено движение по двум маршрутам - Одинцово - Лобня (МЦД-1) и Нахабино - Подольск (МЦД-2). Открытие запланировано на конец 2019 - начало 2020 года. Позже будут запущены еще три диаметра: Зеленоград - Раменское (МЦД-3), Апрелевка - Железнодорожный (МЦД-4) и Пушкино - Домодедово (МЦД-5). Весь проект центральных диаметров должен быть реализован до 2025 года.

Национальный парк "Лосиный Остров" (Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС)

Претенденты на парк

Национальный парк "Лосиный Остров" создан в 1983 году, это крупнейший лесной массив на территории Москвы и области, который занимает территорию около 11 тыс. га. Парк является особо охраняемой природной территорией федерального значения. В соответствии с федеральным законом об особо охраняемых природных территориях границы национального парка можно только расширить, сказал директор национального парка "Лосиный Остров" Игорь Сарафанов. "Уникальные природные комплексы находятся под особой охраной государства, решения по развитию инфраструктуры нужно принимать исходя из этих приоритетов", - подчеркнул он.

"Изменять границы национального парка недопустимо как минимум без проработки альтернативных вариантов прохождения трассы [московских центральных диаметров]", - добавил председатель комиссии по экологической безопасности Московского региона Московского областного отделения Русского географического общества (РГО) Антон Хлынов.

"Конечно, трогать любые лесные массивы нежелательно, особенно в ближней окрестности города. Но есть и другая проблема: что делать с огромными жилыми застройками, из которых людям нужно добираться на работу. Для решения этой проблемы придется искать разумный компромисс", - сказал РБК директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Любая железнодорожная инфраструктура, если это делать аккуратно с соблюдением всех норм экологической инженерии, - гораздо более разумное решение, чем автомобильная дорога, потому что МЦД сможет перевезти больше людей, а земли для строительства потребуется меньше, замечает эксперт. Железнодорожные пути вдоль парка "Лосиный Остров" уже есть, поэтому в данном случае идет речь лишь о расширении технического габарита, это решается путем стандартного эколого-инженерного исследования, заключил он.

На первом этапе обсуждения строительства московских центральных диаметров речь шла об использовании только существующей инфраструктуры железных дорог, напоминает председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Решение о том, что нужно задействовать территорию "Лосиного Острова" для пассажирского сообщения между Пушкино и Домодедово, по его мнению, необоснованно. Для организации транзитного движения на этом участке можно использовать существующие пути, их достаточно, учитывая, что Ярославское направление сегодня обладает пятью главными путями до станции "Мытищи". Кроме того, существуют развязки внутри Третьего транспортного кольца, которые позволят поездам беспрепятственно достигать Домодедово без строительства обходных путей по "Лосиному Острову", добавляет Иванкин.

Вопрос об изменении границ "Лосиного Острова" находится в проработке, сообщил РБК представитель вице-премьера Максима Акимова. "Безусловно, к экологической повестке необходимо подходить взвешенно и ответственно. Потому в первую очередь при принятии решения о границах парка будут учитываться интересы жителей Москвы и Подмосковья и позиция экологического сообщества", - добавил он.

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, Минприроды, правительства Москвы и Московской области.

Это не первый случай, когда рассматривается вариант изменения границ "Лосиного Острова". В марте 2019 года премьер Дмитрий Медведев поручил изменить границы парка для модернизации Щелковского шоссе. В декабре 2018 года первый замглавы департамента строительства Москвы Петр Аксенов заявил, что власти города согласовывают вопрос о строительстве участка Северо-Восточной хорды через территорию "Лосиного Острова" с Минприроды.

Летом 2017 года стало известно, что подконтрольное Министерству обороны АО "Гарнизон" собирается выставить на продажу 159 га на улице Вешних Вод на северо-востоке столицы, 40 га из которых занимает природоохранная зона "Лосиного Острова". Сумма продажи могла составить 30 млрд руб. Позже Минобороны приостановило торги, а в Минприроды продажу "Лосиного Острова" под застройку назвали невозможной.

Если планы по изменению границ парка будут реализованы, "Лосиный Остров" будет фрагментирован и перестанет выполнять значимые средозащитные функции, предупреждает Хлынов. "Урбанизация Московского региона чрезмерна. Особо охраняемые природные территории, такие как "Лосиный Остров", призваны ее сдерживать. В условиях этой чрезмерной урбанизации необходимо искать любые альтернативные варианты градостроительных решений, которые не затрагивают парк", - говорит он.

https://www.rbc.ru/business/30/05/2019/5ced34fe9a7947cb98ada42b