X

Обзор прессы от 12.10.2020 на тему: "Развитие транспортного комплекса города Москвы и Московской области"

12.10.2020

Finanz.ru; 2020.08.10; ЗАММИНИСТРА ТРАНСПОРТА ТОКАРЕВ И ГЕНДИРЕКТОР ГТЛК ВОШЛИ В ПРАВКОМИССИЮ ПО ТРАНСПОРТУ

Замминистра транспорта Владимир Токарев и гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Михаил Полубояринов вошли в состав правительственной комиссии по транспорту. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Также в список вошли замдиректора департамента промышленности, энергетики и транспорта правительства РФ Алексей Кайманов, замминистра финансов Ирина Окладникова и замглавы Минэкономразвития Илья Торосов.

При этом из ее состава вышли директор департамента промышленности, энергетики и транспорта правительства Кирилл Лысогорский, экс-гендиректор ГТЛК Сергей Храмагин, экс-глава Росжелдора Владимир Чепец и бывший замглавы Минэкономразвития Михаил Расстригин.

Как сообщалось ранее, правительственную комиссию по транспорту возглавил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Заместителями председателя комиссии назначены глава Минтранса РФ Евгений Дитрих и вице-премьер Марат Хуснуллин.

https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/zamministra-transporta-tokarev-i-gendirektor-gtlk-voshli-v-pravkomissiyu-po-transportu-1029661614

КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ; 2020.12.10; СОБЯНИН: НА ЗАПАДНОМ УЧАСТКЕ БКЛ МЕТРО ГОТОВЫ ТОННЕЛИ

Завершена проходка тоннелей на западном участке Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

«В сентябре мы полностью закончили проходку тоннелей на северо-восточном участке БКЛ. Сейчас – на западном. Здесь четыре станции. На «Улице Народного Ополчения» и «Карамышевской» идут отделочные работы и монтаж коммуникаций. На «Мнёвниках» и «Кунцевской» ставим основные конструкции», – написал Сергей Собянин на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».
По его словам, с началом работы западный участок БКЛ улучшит транспортное обслуживание жителей районов Хорошёво-Мнёвники, Кунцево, Фили-Давыдково и снизит нагрузку на Арбатско-Покровскую и Таганско-Краснопресненскую линии метро.

Напомним, Большая кольцевая линия – самый масштабный проект в истории московского метростроения. Его длина составит 70 км.

Новое кольцо столичной подземки объединит периферийные районы города и сократит время в пути в два раза.

https://stroi.mos.ru/news/sobianin-na-zapadnom-uchastkie-bkl-mietro-ghotovy-tonnieli

КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ; 2020.09.10; АКТИВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО РУБЛЕВО-АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЛИНИИ МЕТРО НАЧНЕТСЯ В 2023 ГОДУ

Активные работы по строительству тоннелей и станций Рублево-Архангельской линии метро начнутся через два года, сообщил журналистам руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

«В течение следующего года мы подготовим градостроительные решения по участку линии от станции «Шелепиха» до «Строгино», а в течение 2022 года – до станции «Ильинская». Активное строительство начнется в 2023 году», – сказал Рафик Загрутдинов.
Он отметил, что по предварительным планам линия будет полностью подземной.

«Всего на этой линии длиной 18 км разместятся девять станций», – добавил глава Департамента.

https://stroi.mos.ru/news/aktivnoie-stroitiel-stvo-rublievo-arkhanghiel-skoi-linii-mietro-nachnietsia-v-2023-ghodu

КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ; 2020.09.10; ЛЮБЛИНСКО-ДМИТРОВСКАЯ ЛИНИЯ МЕТРО ПРИДЕТ В ПОСЕЛОК СЕВЕРНЫЙ В 2022 ГОДУ

Строительство нового участка салатовой линии метро до поселка Северный планируется завершить в 2022 году, сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

«Продление Люблинско-Дмитровской линии метро со строительством трех станций планируется завершить в 2022 году. Сейчас ведется проходка тоннелей от станции «Селигерская», – сказал Рафик Загрутдинов.

По его словам, на новом участке откроют станции «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех».

Он отметил, что на станции «Лианозово» будет организован комфортный и удобный переход на одноименную железнодорожную станцию.

https://stroi.mos.ru/news/liublinsko-dmitrovskaia-liniia-mietro-pridiet-v-posielok-sieviernyi-v-2022-ghodu

АГЕНТСТВО ГОРОДСКИХ НОВОСТЕЙ МОСКВА; 2020.12.10; ПЕТР БИРЮКОВ: ВОЗЛЕ СТАНЦИИ МЕТРО «КОЛОМЕНСКАЯ» ПОЯВИТСЯ УДОБНАЯ ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА

Возле станции столичного метро «Коломенская» в рамках благоустройства появится удобная пешеходная зона со скамейками для отдыха и современным освещением. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.

«Главная задача - создание максимально комфортной среды для пешеходов и пассажиров. Основными точками притяжения при реконструкции вылетных магистралей являются станции метро и остановки общественного транспорта, которые после завершения работ становятся своеобразными городскими мини-площадями», - пояснил Бирюков.

Он уточнил, что работы по благоустройству ведутся на ул. Большие Каменщики, в Новоспасском проезде, ул. Симоновский Вал, ул. Велозаводская, ул. Сайкина, проспекте Андропова от Нагатинской набережной до станции метро «Коломенская».

«Важнейшей точкой на этом участке является станция метро «Коломенская». Возле нее будет создано комфортное пешеходное пространство: обустроены новые пешеходные дорожки, проведена замена тротуарного покрытия, установлены скамейки для отдыха и современное освещение», - отметил заммэра.

Глава Комплекса городского хозяйства также рассказал, что в рамках благоустройства территории ул. Большие Каменщики - метро «Коломенская» все воздушные кабельные линии убирают под землю в кабельную канализацию, общая протяженность которой составит 11 км.

«Особое внимание будет уделено безопасности пешеходов - запланировано увеличение числа пешеходных переходов, на части «зебр» установят контрастное освещение», - подчеркнул Бирюков.

Кроме того, для комфорта пассажиров общественного транспорта около 40 устаревших остановочных павильонов заменят на современные, в которых можно зарядить мобильный телефон и подключиться к Wi-Fi. На пересечении Новоспасского проезда и 3-го Крутицкого пер., проспекта Андропова и ул. Нагатинская обустроят две новые остановочные трамвайные платформы. Они будут расположены на одном уровне с полом трамваев, благодаря чему людям с ограниченными возможностями, пожилым и родителям с детьми будет удобно заходить в вагоны. Для тех, кто предпочитает двухколесный транспорт, в зоне благоустройства разместят более 60 велопарковок, четыре пункта велопроката и 11 пунктов проката самокатов.

«В настоящее время работы выполнены на 65%, их планируется завершить в декабре», - заключил заммэра.

https://www.mskagency.ru/materials/3049651

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; 2020.11.10; ВЕТКИ РАСТУТ

Москва - мировой лидер по строительству метро

Российская столица занимает первое место в мире по интенсивности строительства метро - за последние 10 лет в городе построили более 116 км новых линий подземки, 56 станций и 11 депо, а до конца 2023 года будет введено еще 89 км и 38 станций. Об этом сообщил глава столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов на выставке архитектуры и дизайна «Арх Москва 2020».

«Московская программа строительства метро - самая масштабная по мировым меркам, - подчеркнул руководитель депстроя. - Так сложилось исторически, что Москву представить без метро нельзя. Сегодня 70% пассажиров в столице предпочитают подземку иным видам транспорта - ежедневно она перевозит 7-8 млн человек, а в пиковые дни до 9 млн, так что ставку на развитие метро город делает не случайно».

Загрутдинов подчеркнул, что метро играет важнейшую роль и для экономики Москвы, причем в том числе и в текущих непростых реалиях. Все больше москвичей заказывают товары с доставкой - продукты, лекарства, многое другое доставляют курьеры, которые преимущественно пользуются подземкой, позволяющей передвигаться быстро и предсказуемо.

Стратегическая программа развития подземного транспорта была принята в Москве в 2011 году и предполагала фактически удвоение существующего метро, напомнил Загрутдинов. Планы эти реализуются рекордными темпами, выполнено уже 65%. Долгое время считалось, что быстрее всего подземка росла в советское время, однако последнее десятилетие свело это утверждение на нет. Если с 2011 года в столице построили 56 новых станций, то с 1961 по 1970 год ввели 31 станцию, а с 1971 по 1980 год всего 30. Причем в те годы строили преимущественно типовые станции, неотличимые друг от друга, а в последнее время у каждой станции снова свой неповторимый дизайн, который нередко выбирают в ходе международных архитектурных конкурсов.

Интересно, что за прошедшие 10 лет изменился и подход к строительству метро в столице, напомнил Загрутдинов. Если в начале город преимущественно удлинял существующие линии за счет постройки новых станций, то в последние годы перешел к прокладке новых веток. Это делается, чтобы не создавать дополнительный трафик на и без того перегруженных существующих подземных направлениях. Ключевым проектом в этом плане стала Большая кольцевая линия протяженностью 70 км с 31 станцией. Первые 6 из них открыли еще в 2018 году, две построили в этом году и работы на еще трех станциях завершат до нового года: это «Электрозаводская», «Карамышевская» и «Улица Народного Ополчения». Полностью же замкнуть новое кольцо планируется в 2022 году, благодаря чему метро в шаговой доступности получат 3 млн человек и 34 района.

Полностью поддерживают усилия городских властей по развитию метро и москвичи, показывают исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения. По словам советника гендиректора ВЦИОМ Елены Михайловой, почти 35% горожан считают, что в большей степени улучшить транспортную ситуацию в Москве может именно строительство новых станций и второго кольца подземки. Больше - 45,3% опрошенных - отдают предпочтение только в пользу новых дорог и развязок. И это притом что подземка у большинства москвичей и так есть под боком. Чаще всего жители столицы называют метро и отвечая на вопрос о том, каким именно общественным транспортом они пользуются, - таких 95,3%.

https://rg.ru/2020/10/11/reg-cfo/moskva-stala-liderom-po-stroitelstvu-metro.html

ТАСС; 2020.09.10; БЕЛОУСОВ ПОРУЧИЛ ПОДГОТОВИТЬ В 2021 ГОДУ ПРОЕКТНО-СМЕТНУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КПМИ

Первый вице-премьер также сообщил, что окончательный план развития опорной сети автодорог в стране будет готов в апреле 2021 года

Проектно-сметная документация для реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) с уточнением всех объемов финансирования должна быть подготовлена в 2021 году. Такую задачу поставил в ходе итоговой коллегии Минтранса первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.

«Хочу обратить внимание на то, что основная часть проектно-сметной документации у нас приходится в рамках КПМИ на 2021 год. И к 2021 году, в основном, мы проектно-сметную документацию - это задача министерства и его структур - мы проектно-сметную документацию должны завершить, соответственно, уточнив объемы финансирования», - сказал он.

Правительство существенно пересматривает план развития транспортной инфраструктуры РФ до 2024 года, заявил недавно первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Финансовые ресурсы планируется сосредоточить на девяти проектах, на которые в 2021-2024 годах планируется суммарно направить почти 4 трлн рублей.

Опорная сеть автодорог

Белоусов сообщил, что окончательный план развития опорной сети автодорог в РФ будет готов в апреле 2021 года.

«Считаю необходимым определить формирование опорной сети автодорог. Вообще я считаю, конечно, что такого документа у нас до сих пор нет в стране, - это большое упущение. Мы с [главой Минтранса] Евгением Ивановичем [Дитрихом] договорились, что такой документ появится в апреле», - сказал он.

Белоусов также подчеркнул, что нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» станет «основным инструментом» реализации плана развития опорной сети российских автодорог. По словам главы Минтранса РФ Евгения Дитриха, первые наброски проекта будут представлены в правительство в ноябре.

В конце ноября прошлого года Дитрих сообщал, что министерство совместно с госкомпанией «Автодор» и Росавтодором приступили к формированию концепции развития опорной сети российских автодорог. Ее предварительный проект был представлен на выставке «Дорога – 2019» в Екатеринбурге.

Министр также отмечал, что в основе проекта заложен так называемый маршрутный принцип выполнения работ. Согласно ему, если на каком-либо участке трассы начались дорожные работы - они должны быть закончены до ближайшего населенного пункта, чтобы «те участки, которые строятся, имели самостоятельное транспортное значение и продолжали развитие опорной сети».

https://tass.ru/ekonomika/9673585 

ДОРИНФО; 2020.12.10; В ПОДМОСКОВНОМ КЛИНУ СТАРТОВАЛ КАПРЕМОНТ МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ СЕСТРА В РАМКАХ БКАД

В Клинском округе Московской области стартовал капитальный ремонт моста через реку Сестра, который расположен на 2,2-м км дороги «М-10 «Россия» - Зубово - МБК» около деревни Давыдково. Работы выполняют в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Об этом сообщает пресс-служба Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья.

Специалисты приступили к разборке существующих конструкций мостового полотна на одной половине переправы. По другой половине сейчас осуществляется реверсивное движение со светофорным регулированием.

В рамках капремонта подрядчику предстоит разобрать пролетное строение, починить опоры и заменить несущие балки, укрепить конусы, устроить гидроизоляцию и систему водоотвода, отремонтировать лестничные сходы и тротуары, заменить покрытие, установить дорожные знаки и нанести новую разметку. В целях повышения уровня безопасности специалисты установят перильное и барьерное ограждения. Все работы на объекте планируют завершить в IV квартале 2021 года.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=86603

РЖД-ПАРТНЕР; 2020.09.10; ОСОБЕННОЕ ВНИМАНИЕ НЕОБХОДИМО УДЕЛИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРИГОРОДНЫХ ПОЕЗДОВ

 Необходимо повысить уровень доступности транспортных услуг для населения, особенно в части безальтернативных направлений. Поэтому одним из приоритетных направлений работы Минтранса и правительства должно стать эффективное функционирование пригородного железнодорожного сообщения. Такое мнение озвучил первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов.

«Президент специально мне звонил по этому поводу. Установка состоит в том, что ни одного маршрута, особенно в условиях продолжающейся пандемии, не должно исчезнуть – наоборот, нужно увеличивать их количество. В связи с этим мы договорились дофинансировать пригородные перевозки на следующий год. Примерно половина их приходится на Москву и Московскую область, также Санкт-Петербург и Ленобласть. Москва взяла на себя значительную часть этой дополнительной нагрузки. Другую часть возьмет на себя бюджет», – сообщил он на итоговой коллегии Минтранса.

Отдельно А. Белоусов подчеркнул, что планы строятся исходя из того, что все решения будут приняты уже в рамках подготовки бюджета ко второму чтению. Кроме того, уже имеются «соответствующие договоренности» с правительством и Минфином России.

«2021-й должен стать таким годом, когда мы выйдем уже на 100%-ное финансирование функционирования пригородного железнодорожного сообщения, имея в виду особенности его финансирования за счет субъектов РФ и РЖД», – заключил А. Белоусов.

https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/osobennoe-vnimanie-neobkhodimo-udelit-effektivnosti-raboty-prigorodnykh-poezdov/

РЖД-ПАРТНЕР; 2020.09.10; ЭФФЕКТИВНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА СТАЛА ОСНОВНЫМ ПРИОРИТЕТОМ В РАБОЧИХ ПЛАНАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА 2021 ГОД

Главным приоритетом в работе по транспортному направлению на ближайший год правительство РФ видит повышение эффективности и безопасности работы транспортного комплекса, сообщил заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов.

«Я поставил бы этот приоритет на первое место, потому что от него зависит реализация всех остальных планов и приоритетов», – пояснил он.


В рамках своего доклада на итоговой коллегии Минтранса А. Белоусов назвал еще четыре основных приоритета. В список вошли формирование опорной сети автодорог и аналогичной сети внутренних водных путей, эффективное функционирование пригородного железнодорожного сообщения, развитие авиационной маршрутной сети, аэропортов и обеспечение ценовой доступности авиаперевозок.

https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/effektivnaya-i-bezopasnaya-rabota-transportnogo-kompleksa-stala-osnovnym-prioritetom-v-rabochikh-pla/

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ; 2020.12.10; ЗА 10 ЛЕТ ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МОСКВЫ ВЫРОСЛИ БОЛЕЕ ЧЕМ В 2 РАЗА

В прошлом году инвестиции в основной капитал в Москве составили 2,9 трлн рублей, с учетом инфляции это в 2,3 раза превышает показатели 2010 года, сообщил заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.

«В прошлом году инвестиции в основной капитал в Москве составили 2,9 трлн рублей, что почти на 8,9% выше, чем в 2018 году и с учетом инфляции в 2,3 раза больше, чем в 2010 году, тогда этот показатель составлял 733 млрд рублей. Несмотря на период временных ограничений в этом году, мы продолжаем реализовывать запланированные крупные проекты и поддерживать инвесторов, в результате объем инвестиций за первое полугодие можно назвать рекордным — это более 1 трлн рублей, что на 8,2 процента превышает показатель прошлого года», — отметил заместитель мэра.

Он также добавил, что сегодня на долю Москвы приходится 15% общероссийского объема инвестиций в основной капитал и около половины прямых иностранных инвестиций России.

Созданные в Москве благоприятные инвестиционные условия для бизнеса подтверждаются российскими и международными рейтингами. Например, в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2020 года от Агентства стратегических инициатив Москва второй год подряд занимает первую строчку, хотя еще в 2015 году была на 13 месте. В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2020 Россия поднялась с 2010 года на 95 позиций и заняла 28 место, опередив Японию, Францию, Швейцарию. При составлении этого рейтинга эксперты анализируют бизнес-климат только в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге.

«Один из важных инструментов повышения инвестиционной активности в городе — Адресная инвестиционная программа развития Москвы. Ее объем на 2020–2022 годы составляет около 2 трлн рублей. Бюджетные средства направляются на реализацию приоритетных проектов в транспорте, социальной сфере, благоустройстве, на развитие новых территории и других направлений. Российских, и зарубежных инвесторов столица привлекает в том числе созданной в городе комфортной инфраструктурой», — рассказал руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

За последние годы властями столицы был реализован целый комплекс мер по преобразованию Москвы в город, удобный не только для жизни, но и для ведения бизнеса. Активно развиваются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), разрабатываются меры поддержки производителей и многое другое. Например, компании со статусом технопарка, промышленного комплекса, якорного резидента технопарка могут снизить региональную налоговую нагрузку на 17–25 процентов. Аналогичный механизм работает и в отношении новых инвестиционных проектов.

https://icmos.ru/news/za-10-let-investitsii-v-osnovnoy-kapital-moskvy-vyrosli-bolee-chem-v-2-raza 

АГЕНТСТВО ГОРОДСКИХ НОВОСТЕЙ МОСКВА; 2020.12.10; БЕСПИЛОТНИКИ «ЯНДЕКСА» ДЕВЯТЬ РАЗ НАРУШАЛИ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В МОСКВЕ С ИЮНЯ 2019 ГОДА

За время тестирования беспилотных автомобилей «Яндекса» в Москве с их участием произошло два ДТП, также был зафиксирован ряд административных правонарушений. Об Агентству городских новостей «Москва» сообщили в пресс-службе НТИ «Автонет».

«По информации МВД России, во время проведения эксперимента в ходе мониторинга ГУОБДД МВД России было зафиксировано девять административных правонарушений высокоавтоматизированных транспортных средств компании «Яндекс. Испытания». В ходе эксперимента также было зафиксировано два дорожно-транспортных происшествия с участием высокоавтоматизированных транспортных средств ООО «Яндекс. Испытания». В первом случае ДТП произошло по вине другого участника дорожного движения, во втором - по вине водителя автомобиля «Яндекса», которым управляли в ручном режиме», - говорится в материале.

Уточняется, что среди нарушений четыре превышения установленной скорости движения на величину более 20 км/ч, но не более 40 км/ч, один проезд на запрещающий сигнал светофора, два правонарушения, связанных с движением по полосе для маршрутных транспортных средств, одно нарушение правил расположения ТС на проезжей части дороги. Также было зафиксировано одно нарушение, связанное с выпуском на линию автомобиля, имеющего неисправности.

В пресс-службе также напомнили, что в настоящий момент только ООО «Яндекс.Испытания» тестирует свои автоматизированные автомобили на дорогах общего пользования.

«Автомобили двигаются в общем потоке по всей территории Москвы. Во время тестовых проездов в машине находится водитель, который при необходимости может перевести управление в ручной режим», - заключили в пресс-службе.

Первые беспилотные автомобили «Яндекса» вышли на дороги Москвы в июне 2019 года. Автонет» - направление Национальной технологической инициативы (НТИ), занимающееся беспилотными автомобилями.

https://www.mskagency.ru/materials/3049723 

РИАМО; 2020.09.10; ИРИНА ЛУМПОВА; ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ ИЛИ «РАЙ ЭМПАТИИ»: МОСКВИЧИ О «ВАГОНАХ ТИШИНЫ» НА МЦК

Корреспондент РИАМО проехала в «вагонах тишины» и проверила, насколько там тихо.

В 2020 году в поездах «Ласточка» на Московском центральном кольце появились необычные вагоны, которых раньше не было в столице, – вагоны тишины. По правилам, пассажирам следует выключить звук мобильного телефона, приглушить музыку в наушниках и постараться не разговаривать. МЦК стало первой транспортной площадкой в России, где проводится подобный эксперимент. Что из этого вышло, и готовы ли пассажиры не шуметь, узнала корреспондент РИАМО.

Отдохнуть от шума большого города

Инициативу московского метрополитена по созданию «вагонов тишины» одобрили сами москвичи на портале «Активный гражданин». И уже к лету 2020 года новые вагоны появились во всех составах МЦК.

Идея проекта в том, чтобы во время поездки в «вагонах тишины» пассажиры смогли «отдохнуть от шума большого города, сосредоточиться, подготовиться к важной встрече или экзаменам». В метро надеются, что пассажиры будут уважать друг друга и соблюдать все рекомендации проезда в таком вагоне.

Кстати, до станции МЦК «Стрешнево» я добиралась на своей родной подмосковной электричке, которая уже почти год как МЦД (D2). Впрочем, культура пассажиров от этого не изменилась. Стоя в полном вагоне в час пик (около 9 утра), я успела послушать политический подкаст о событиях в Кыргызстане, который кто-то включил без наушников, и подробно узнать про личные проблемы своей попутчицы.

В общем, я мечтала поскорее оказаться в «вагоне тишины». Если это действительно работает, то, несомненно, поможет спасти нервную систему москвичей.

Вагон для одиночества

Снаружи «вагон тишины» можно узнать по специальным стикерам на дверях и стеклах. Наклейка, изображающая белый силуэт человека, показывающий знак «тихо», и надпись «вагон тишины». На стеклах – те же указатели.

Несмотря на утренний час пик (9:30 утра), в «вагоне тишины» немноголюдно. Вот где соблюдается дистанция: пассажиры предпочитая сидеть в одиночестве на свободном ряду кресел.

Внутри тоже есть напоминания о том, что это за вагон, на случай, если вечно спешащие москвичи не поняли, куда зашли. Стикер, размещенный около электронного табло со станциями, сообщает: «Вы находитесь в вагоне тишины». Правда, если не приглядываться, то эти наклейки легко не заметить.

Более заметные стикеры находятся на спинках сидений, прямо перед глазами пассажира. Здесь указаны три главных правила: «Уберите сигнал мобильного телефона, сделайте музыку в наушниках тише, постарайтесь не разговаривать».

В правилах есть и лирическое отступление: «Вагон тишины – это место, где пассажир особенно уважает границы другого пассажира, желающего совершить поездку в тишине, спокойствии, без отвлечений на внешние звуковые раздражители».

Захотелось сделать потише

Как только я удобно устраиваюсь в кресле, почти сразу появляются нарушители заявленной тишины. Женщина напротив не выключила оповещения мессенджера. В другой части вагона громко переговаривается пара. Но после обычной электрички это все равно кажется раем.

Впрочем, правила вскоре срабатывают: на «Коптево» в вагон заходит парень в больших наушниках, из которых «орет» музыка. Он читает информацию на стикере – и звук сразу же убавляется.

«Я даже не обратил внимания, куда сел. Но это настолько необычно, что захотелось потише сделать. Такого еще не видел», - признался молодой человек.

«Но я уверен, что мало кто будет соблюдать эти правила», - тут же добавляет он.

Оповещения в смартфоне у дамы напротив не умолкают. Действительно, мало кто готов добровольно убрать звук.

Начинаются телефонные разговоры: «Алло, Юлечка, ты чего звонила? Я на «Белокаменной», да, через восемь минут буду».

Разговор другого пассажира громкой связи стал, пожалуй, главным провалом «вагона тишины». Парень обсуждал «транспорт и рулоны», и голос его собеседника громко раздавался в тишине вагона.

Тем временем я пытаюсь отвлечься и «ловлю» красивые осенние виды между «Ростокино» и «Белокаменной».

Когда в дверях появляется коляска с маленьким ребенком, я понимаю, что сейчас тишина точно закончится.

Впрочем, запрета на поездки с детьми тут нет: на стикерах указано лишь то, чтобы пассажиры не оставляли «детей без присмотра». На некоторое время «вагон тишины» превращается в детский сад с плачем малыша и улюлюканьем его мамы.

Прокачка уважения друг к другу

Впрочем, некоторые пассажиры считают, что такие вагоны тишины просто в Москве просто «жизненно необходимы».

«В правилах вагона описаны именно те навыки социального поведения, которые не очень прокачаны в нашем обществе», - отмечает девушка, которая проехала со мной весь отрезок пути от «Стрешнева».

«Можно рассматривать эти вагоны как некий флешмоб, чтобы люди уважительнее и бережнее относились друг к другу и вне вагона», - считает Юлия.

Мой обратный путь, от «Верхних Котлов» до «Кутузовской», оказался более удачным. За все время в вагоне тишины не было слышно ни оповещений, ни звонков, ни разговоров, ни маленьких шумных пассажиров.

И это действительно работает: в тишине расслабляешься и на время даже забываешь о том, где ты находишься. Пожалуй, только объявления станций напоминают о действительности.

«Я постоянно езжу на МЦК, чаще пользуюсь последними «вагонами тишины». Это очень хорошая инициатива, потому что действительно можно отдохнуть. Ничего не отвлекает и не раздражает», - поделился дежурный станции на «Кутузовской».

Вагон-аттракцион

Так или иначе, мнения пассажиров, с которыми удалось пообщаться, ожидаемо разделились. Одни считают проект слишком идеалистическим, другие же настроены менее скептично.

Анна рассказала, что оказалась на МЦК случайно – увидела стикер и решила прокатиться. По ее мнению, такие вагоны очень нужны. Она пожаловалась, что очень устает от городского шума – приходится срывать голос то в транспорте, то в ресторанах, да и уши болят.

«Идея супер! В городе очень шумно. Очень не хватает тишины. В метро шум, музыканты везде играют. В кафе тоже постоянно музыка долбит. Телефоны у нас даже в театре не выключают, не то, что в «вагоне тишины». Для меня этот вагон – как аттракцион», - говорит москвичка.

Виктория работает на станции «Деловой центр» и постоянно пользуется МЦК. Но считает, что «вагоны тишины» не помогут.

«Все дело в нашей культуре, а культура коммуникации, в первую очередь, у нас очень страдает. Это необходимо воспитывать с детства, и тогда, возможно, что-то поменяется», - говорит она.

Анастасия отметила, что вагоны хороши во время пандемии пришлись как нельзя кстати – в них хотя бы можно соблюдать социальную дистанцию.

«Эти вагоны – просто рай эмпатии. Нам надо учиться уважительнее относиться друг к другу. Меня радует, что здесь пока можно быть в своем пространстве, нет тактильности», - отмечает пассажирка.

Потребность в таких вагонах, конечно, есть, ведь все люди разные, и кто-то хочет посидеть в тишине, говорит Екатерина. Хотя, по ее мнению, в большинстве случаев люди все равно не читают то, что написано на стикерах и информационных плакатах. Поэтому, скорее всего, эта затея со временем провалится.

https://riamo.ru/article/456659/polnyj-proval-ili-raj-empatii-moskvichi-o-vagonah-tishiny-na-mtsk.xl