ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ; 2025.10.29; СОБЯНИН: В ДЕКАБРЕ НАЧНЕМ ТЕСТИРОВАНИЕ ПЕРВОГО В РОССИИ БЕСПИЛОТНОГО МЕТРОПОЕЗДА
Расширение применения умных технологий — важная часть стратегии развития столицы. Об этом рассказал мэр города Сергей Собянин в своем блоге.
«Искусственный интеллект уже давно является рабочей технологией практически в каждой отрасли городского хозяйства Москвы. Активно он внедряется и на транспорте, благодаря чему поездки по городу становятся комфортнее, быстрее и безопаснее», — написал мэр Москвы.
Искусственный интеллект (ИИ) лежит в основе инновационной системы оплаты проезда по биометрии в метро, на Московском центральном кольце (МЦК) и некоторых станциях Московских центральных диаметров (МЦД). Пассажиры могут проходить через турникеты, просто посмотрев в камеру — без использования карт и телефонов.
После подключения сервиса в приложении «Метро Москвы» нейросеть создает зашифрованный биометрический ключ — уникальный цифровой код пассажира. Расшифровать его обратно в изображение лица нельзя, поэтому технология полностью безопасна. Обеспечен банковский уровень ее защиты, разработка принадлежит Правительству Москвы.
До конца 2025 года к оплате проезда по биометрии будут подключены все турникеты метро и МЦК, а в течение 2026-го ожидается, что сервис заработает на всех станциях МЦД. В дальнейшем такая возможность появится и в наземном городском транспорте.
Искусственный интеллект также активно общается с пассажирами. В 2019 году его внедрили на горячей линии московского транспорта по номеру 3210. Система обрабатывает звонки и отвечает на вопросы, например об эвакуации автомобилей. Только с начала этого года искусственный интеллект принял более 240 тысяч звонков.
Благодаря внедрению искусственного интеллекта также повысилась эффективность чат-бота Александры. Теперь виртуальный помощник лучше понимает нестандартные формулировки, запоминает контекст беседы и дает более точные ответы. При этом система постоянно обучается, совершенствуясь с каждым новым обращением. С начала года нейросети в чат-боте обработали более 320 тысяч вопросов пользователей. В ближайшее время планируется перевести на ИИ-технологии половину базы знаний виртуального помощника.
Кроме того, беспилотные трамваи начали курсировать по городу. Первый в России полностью беспилотный трамвай перевез уже свыше 26 тысяч пассажиров. Искусственный интеллект и специальное программное обеспечение управляют движением без участия человека.
Трамвай самостоятельно выполняет все функции: останавливается, открывает и закрывает двери, следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, а также придерживается графика и переключает стрелочные переводы с помощью нейросетей. При этом в кабине вагона пока находится сотрудник трамвайного управления, наблюдающий за процессом, — в соответствии с требованием закона.
Еще два испытательных трамвая-лаборатории тестируют маршруты № 15, 23, 27, 30 и 31. К 2030 году беспилотными технологиями планируют оснастить две трети трамвайного парка столицы, а к 2035-му — довести этот показатель до 90%.
В декабре этого года также начнется тестирование первого в России беспилотного метропоезда. Испытания будут проходить без пассажиров на Большой кольцевой линии в ночное время на современном составе серии «Москва». Искусственный интеллект будет управлять разгоном, торможением и работой дверей, а машинист обеспечит контроль безопасности. К концу 2026 года первый беспилотный поезд будет готов осуществлять поездки с привычными для москвичей интервалами в 90 секунд в загруженные часы.
В свою очередь, Мосгортранс ввел систему автоматического назначения водителей на маршруты с использованием алгоритмов ИИ во всех 25 автобусных и электробусных парках. Система подбирает оптимальные смены с учетом времени для труда и отдыха, создавая равные условия для всех водителей при выборе маршрутов и рабочих смен. При этом нагрузка на сотрудников, которые планируют выпуск автобусов и электробусов на линию, сокращается вдвое.
Искусственный интеллект незаменим при развитии интеллектуальной транспортной системы, контролирующей движение на дорогах Москвы. С 2021 года на Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД), Московском скоростном диаметре и других трассах было установлено более 1,5 тысячи интеллектуальных камер, которые отслеживают дорожную ситуацию в режиме реального времени.
Система распознает 13 типов инцидентов. В онлайн-режиме за несколько секунд умные камеры передают сигналы о нестандартных ситуациях на дорогах в ситуационный центр Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Информация поступает оператору, который принимает решение, например о вызове на место происшествия дорожного патруля или оперативных служб.
С умными камерами взаимодействует сеть из 160 табло экстренной информации, расположенных на МКАД. Они сообщают водителям о дорожных событиях, погодных условиях и загруженности трасс. На табло публикуются предупреждения о помехах или дорожных работах. С начала 2025 года обработано более миллиона инцидентов. В результате за девять месяцев этого года на МКАД стало на 11 процентов меньше дорожно-транспортных происшествий и на 18 процентов сократилось число пострадавших по сравнению с аналогичным периодом 2021-го.
На основе искусственного интеллекта также работает система фотовидеофиксации Москвы — одна из самых технологичных в мире. Почти 3,8 тысячи комплексов распознают 65 видов нарушений правил дорожного движения. С начала 2025-го зафиксировано на 12% меньше нарушений, чем в прошлом году, — всего около 28 миллионов. Камеры также помогают находить угнанные авто и, что очень важно, предупреждать кражи машин. За 13 лет число автомобильных угонов в Москве сократилось на 96%.
Система следит и за безопасностью пользователей электросамокатов. 350 специальных камер контролируют соблюдение правил на загруженных участках. Нейросети распознают превышение скорости, нарушения на пешеходных переходах и другие. С начала года комплексы фотовидеофиксации ЦОДД выявили более 4,8 тысячи нарушений пользователей средств индивидуальной мобильности.
Кроме того, в Москве около тысячи умных перекрестков. С помощью специальных датчиков и видеодетекторов система анализирует трафик и подстраивает режим работы светофоров под текущую ситуацию, чтобы равномерно распределить потоки машин, при этом отдавая приоритет городскому транспорту.
Благодаря этому днем автомобили проезжают пересечение на 25–30% быстрее, а пешеходы ждут зеленый свет на 20–25% меньше, чем до оснащения перекрестка умной системой. Ночью она сокращает время ожидания в два — три раза. В ближайшие годы до 70% перекрестков станут умными, что позволит увеличить скорость проезда и уменьшить затруднения движения на дорогах Москвы.
Безопасность в городском транспорте с 2020 года обеспечивает система видеоаналитики «Cфера». Современная технология распознавания лиц помогает правоохранительным органам в поиске правонарушителей и без вести пропавших людей. Таким образом в городском транспорте удалось обнаружить свыше 19 тысяч правонарушителей и найти более 2,6 тысячи пропавших без вести людей, среди которых свыше 450 детей.
«Внедрение искусственного интеллекта открывает новые перспективы для развития городского транспорта, который станет еще удобнее и безопаснее», — заключил Сергей Собянин.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ; 2025.10.29; МОСКОВСКИЙ СКОРОСТНОЙ ДОРОЖНЫЙ КАРКАС УВЕЛИЧИЛСЯ НА 156 КМ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 15 ЛЕТ
За последние 15 лет длина московского скоростного дорожного каркаса увеличилась на 156 километров. По данным Центра организации дорожного движения (ЦОДД), на протяжении девяти месяцев этого года им ежедневно пользовались более 1,2 миллиона водителей — это самый высокий показатель среди остальных популярных трасс города. Так, по МКАД в сутки проезжает в среднем более миллиона машин, по Третьему транспортному кольцу (ТТК) — 607 тысяч, а по Садовому кольцу — 301 тысяча автомобилей. Об этом сообщили на официальном сайте мэра Москвы.
«Мы формируем новый скоростной каркас в рамках стратегии развития транспорта до 2030 года. Это позволит снизить загруженность на улицах столицы. По поручению Сергея Собянина продолжаем совершенствовать дорожную инфраструктуру, чтобы движение в городе становилось более свободным и комфортным», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Москва — один из крупнейших мегаполисов мира с развивающимся скоростным дорожным каркасом, который обеспечивает быстрое передвижение по столице. С 2010 года в городе начали создавать альтернативные маршруты для водителей, такие как Московский скоростной диаметр (МСД), проспект Багратиона, Северо-Западная хорда, Южная рокада и магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
«Работа над формированием скоростного транспортного каркаса столицы не прекращается. В частности, в конце прошлого года мы запустили движение транспорта на основном ходе 68-километрового Московского скоростного диаметра за пределами МКАД в районе Варшавского шоссе. Сейчас идет строительство дополнительного участка МСД от Каширского шоссе до Павелецкого направления МЖД. В будущем мы соединим диаметр с трассой Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Уже построено четыре участка из пяти протяженностью 18 километров. Таким образом, будет создан маршрут, который соединит сразу несколько столичных округов», — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
Благодаря им крупные магистрали и районные улицы разгрузились до 30%. Теперь для транзита не нужно заезжать в город — вместо этого автовладельцы стали использовать скоростные трассы, экономя до 40 минут в пути. Кроме того, улучшилась межрайонная связь для семи миллионов жителей столицы.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ; 2025.10.29; ВОСЕМЬ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СУДОВ ЗАПУСТЯТ В СТОЛИЦЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ
Еще восемь новых электросудов поступят в столицу в 2026 году, и всего их станет 39. Москвичи и туристы полюбили этот инновационный транспорт. Количество поездок на нем постоянно растет, а некоторые пассажиры используют его на постоянной основе. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
«По поручению Сергея Собянина в 2023 году мы открыли регулярное речное движение в столице. За это время на наших электросудах пассажиры совершили более 2,5 миллиона поездок. Сейчас речной электрофлот состоит из 29 судов, до конца года он будет составлять 31 единицу. Мы продолжаем развивать круглогодичные речные маршруты. В следующем году запустим еще восемь инновационных электросудов», — сообщил Максим Ликсутов.
В этом году вместе с запуском третьего регулярного речного маршрута Новоспасский — ЗИЛ на линию вышло шесть новых электросудов: «Десна», «Очаковка», «Бусинка», «Чечера», «Ходынка» и «Корюшка». В сентябре в состав флота вошли «Люберка» и «Пехорка». Еще два судна — «Рудневка» и «Самородинка» — проходят финальные этапы подготовки перед тем, как выйти на маршруты.
Электросуда были модернизированы с учетом опыта эксплуатации. Для удобства пассажиров увеличили количество мест, обновили информационные экраны, применили новые технологические решения в освещении салона и системе климат-контроля.
Для комфортной работы экипажа улучшили системы управления. Новая винторулевая колонка повышает маневренность судна и снижает уровень шума в салоне, а увеличенная емкость батарей позволит ходить без подзарядки еще дольше. В рулевой рубке и носовой входной группе выполнено остекление со встроенной системой обогрева, что обеспечит комфортные поездки в зимний период.
Регулярные речные маршруты — это уникальный проект не только для России, но и для всего мира. Московские суда работают на электрической тяге. В отличие от дизельных они безопасны и не вредят экологии, потому что нет риска разлива нефтепродуктов при заправке. При этом транспорт способен перевозить пассажиров круглый год. Это хороший пример для частных судоходных компаний всего мира. В соответствии с транспортной стратегией до 2030 года, которую утвердил Сергей Собянин, в столице будет курсировать 60 электросудов по семи регулярным речным маршрутам.
https://icmos.ru/news/vosem-novyx-innovacionnyx-sudov-zapustyat-v-stolice-v-sleduyushhem-godu
КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ; 2025.10.29; ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД ПОЯВИТСЯ В СОСТАВЕ ГОРОДСКОГО ВОКЗАЛА ЛИХОБОРЫ
Заключен госконтракт на проектирование подземного пешеходного перехода через пути Московского центрального кольца рядом со станцией третьего Московского центрального диаметра Лихоборы, сообщил руководитель Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры столицы Василий Десятков.
По его словам, сооружение появится в рамках развития городского вокзала Лихоборы.
«Переход под путями Московского центрального кольца обеспечит доступ от жилых домов со стороны Большой Академической улицы и Дмитровского шоссе к станции третьего Московского центрального диаметра Лихоборы. Его протяженность составит 90 метров, он будет оборудован лестничными сходами и лифтами», – сказал Василий Десятков.
Реализация объекта обеспечит беспрепятственную пешеходную связь жителей районов Западное Дегунино и Тимирязевский на севере столицы.
Помимо пешеходного перехода, в рамках создания транспортной инфраструктуры городского вокзала Лихоборы предусмотрено размещение отстойно-разворотной площадки со зданием конечной станции для городского транспорта и плоскостного перехватывающего паркинга.
Ранее мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, какие дороги и мосты построят в столице за три года.
https://stroi.mos.ru/news/v-sostavie-ghorodskogho-vokzala-likhobory-poiavitsia-podziemnyi-pieriekhod
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ; 2025.10.29; НА ДУБЛЕРЕ ПЯТНИЦКОГО ШОССЕ НАЧАЛОСЬ УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ
В Красногорске продолжается строительство дублера Пятницкого шоссе, который пройдет от примыкания к «старому» Пятницкому шоссе в районе поселка Отрадное до строящегося выезда из Юрлова. В Минтрансе Подмосковья рассказали, что сейчас строители приступили к отсыпке земляного полотна на тротуарах. Параллельно ведутся работы по устройству бортового камня. Открыть движение по дороге запланировано на 2026 год.
«Строительная готовность дублера составляет более 30%. Здесь будут построены 2 путепровода, мост через р. Синичку и разворотная петля при выезде на «старое» Пятницкое шоссе. Сейчас ведется активное строительство искусственных сооружений. Готовность путепровода в районе д. Сабурово составляет 85% — сейчас ведется монтаж цоколей пролетного строения. На путепроводе в районе СНТ «Гея» ведется подготовка к устройству буронабивных свай на последней, третьей, опоре. Готовность моста через р. Синичка составляет порядка 40%: здесь ведется сборка металлоконструкций и устройство ригелей опор», - рассказал министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Марат Сибатулин.
Одновременно с этим ведётся строительство систем водоотведения, газопровода и дренажных сетей, выполняются работы по переустройству коммуникаций.
Строительство дублера осуществляется с целью улучшения дорожной ситуации на Пятницком шоссе и обеспечения транспортной доступности жителей близлежащих населенных пунктов. Проезд по дублеру будет бесплатным, так как строительство осуществляется полностью за счет регионального бюджета. Дорога позволит водителям сэкономить 20-30 минут. Также снизится загрузка «старого» направления Пятницкого шоссе, в целом улучшится транспортная ситуация в городских округах Красногорск и Химки.
Движение по новой дороге (5,2 км) будет осуществляться по 4 полосам. Для удобства и безопасности жителей будут обустроены пешеходные зоны, велодорожки, светофорные объекты, остановочные павильоны для общественного транспорта и шумозащитные экраны.
Вся актуальная информация о дорогах и транспорте Подмосковья в наших официальных каналах в Telegram и MAX: https://t.me/dorogitransport и https://max.ru/mtdi_mo.