X

Обзор прессы от 02.11.2016

02.11.2016

RG.RU; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 01.11.2016; ИЗ АЭРОПОРТА «ЖУКОВСКИЙ» СТАРТОВАЛИ РЕГУЛЯРНЫЕ ВНУТРЕННИЕ РЕЙСЫ

Из подмосковного аэропорта в Жуковском начались регулярные внутрироссийские пассажирские рейсы.
Старт дан сегодня вечером. Теперь каждый день из четвертого столичного аэропорта можно будет улететь в Казань. В дальнейшем география полета будет расширяться.


Новая региональная компания – она из Татарстана – будет осваивать именно этот аэропорт. Время в пути занимает всего один час 20 минут и, учитывая, что аэропорт только «раскручивается», то и за обслуживание авиакомпаний он берет по приемлемому тарифу. В результате пассажир может рассчитывать на удобное расписание и комфортную цену.

ИНТЕРФАКС; 02.11.2016; РОССИЙСКИЙ ЛОУКОСТЕР «ПОБЕДА» ОТКРЫЛ РЕГУЛЯРНЫЕ РЕЙСЫ МЕЖДУ РОСТОВОМ-НА-ДОНУ И ТБИЛИСИ

Низкобюджетная авиакомпания «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») во вторник вечером выполнила первый регулярный рейс из Ростова-на-Дону в Тбилиси, сообщили «Интерфаксу» в международном аэропорту грузинской столицы.
Согласно разрешениям, выданным Минтрансом РФ и Агентством гражданской авиации Грузии, авиакомпания будет осуществлять полеты между Ростовом-на-Дону и Тбилиси на самолете типа Boeing 737-800 три раза в неделю – по вторникам, четвергам и субботам до конца зимнего навигационного сезона – до 25 марта 2017 года.
«Победа» – четвертая российская авиакомпания после «Аэрофлота», «S7 Airlines» и «Уральских авиалиний», которая будет оперировать на грузинском авиарынке. С грузинской стороны прямые регулярные рейсы в направлении РФ в настоящее время осуществляет авиакомпания Georgian Airways.
Россия и Грузия объявили о возобновлении регулярного авиасообщения между двумя странами с 15 сентября 2014 года. По итогам технических консультаций авиавластей двух стран грузинские авиакомпании получили право осуществлять регулярные полеты в направлении Москвы, Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Сочи, Ростова и Кавминвод, а российские – в направлении Тбилиси, Батуми и Кутаиси.
Согласно договоренности, частота полетов между Тбилиси и Москвой определена в зимний навигационный сезон по 18 рейсов в неделю с каждой стороны, а в летний навигационный сезон – по 21 рейсу. Что касается частоты полетов между другими городами, то в этом случае количество рейсов не ограничено, как это было до прекращения регулярного воздушного сообщения между Грузией и Россией.
Регулярное авиасообщение между РФ и Грузией было прервано в августе 2008 года. Полеты были возобновлены в августе 2010 года, однако до сентября 2014 года осуществлялись только прямые чартерные рейсы между двумя странами.

РБК; 01.11.2016; АЭРОПОРТ РОСТОВА НАМЕРЕН СОХРАНИТЬ ПАССАЖИРОПОТОК НА УРОВНЕ 2015Г.

Несмотря на существенное падение международного трафика в первом полугодии 2016г. (-40,5%), к концу года аэропорт рассчитывает перевезти не менее 2 млн человек, что соответствует общему уровню пассажиропотока прошлого года. Об этом рассказал журналистам исполнительный директор ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» (входит в холдинг «Аэропорты Регионов») Сергей Краснов
«К сожалению, чуда не произошло, и летний сезон у нас остался без турецкого направления, не возобновились с осенне-зимнего расписания и рейсы в Египет. Тем не менее, по итогам октября динамика прироста общего пассажиропотока у нас составила 8% к аналогичному месяцу 2015г. Я думаю, что к концу года мы выйдем на прошлогодние показатели. Превысим мы их или нет, прогнозировать пока рано – многое зависит от того, как сложится работа в ноябре, и как пойдут продажи на рождественские направления», – сказал Краснов.
По словам исполнительного директора, существенную роль для роста трафика из ростовского аэропорта могут сыграть новые международные транзитные рейсы из Ростова-на-Дону в Тбилиси (Грузия) и Баку (Азербайджан), которые запустила низкобюджетная авиакомпания «Победа». По его словам, на данный момент лоукостер входит в ТОП-5 авиакомпаний по объему пассажирских перевозок из Ростова (более 170 тыс. человек).
Как сообщил генеральный директор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков, рейсы в столицу Азербайджана будут выполняться 4 раза в неделю: по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям. Рейс в Тбилиси назначен трижды в неделю: по вторникам, четвергам и субботам.
«Стыковка рейсов в Баку и Тбилиси в ростовском аэропорту составляет всего 1 час 20 минут для пассажиров из Москвы и 1 час 30 минут для пассажиров из Санкт-Петербурга», – добавил Клыков.
С 14 ноября «Победа» откроет рейс Ростов-на-Дону – Санкт-Петербург. Кроме того, в ближайшей перспективе рейсы в Тбилиси из донской столицы могут стать ежедневными, соответствующий запрос уже направлен авиакомпанией в Росавиацию.
Аэропорт Ростова перешел на осенне-зимнее расписание с 30 октября. В этот период (по 26 марта 2017г.) полеты из донской столицы будут осуществлять 18 авиакомпаний (13 отечественных и 5 иностранных) по 22 внутрироссийским и международным направлениям.
В расписании донского аэропорта в осенне-зимний период (по 26 марта 2017г.) сохранятся традиционные направления в Стамбул, Прагу, Тель-Авив, Дубай и Салоники. Чартерная программа предусматривает выполнение полетов на курорты Таиланда (Бангкок и Пхукет), Индии (Гоа) и Турции (Анталия).
Из ближнего зарубежья в осенне-зимний период сохранятся рейсы по пяти направлениям Азербайджан, Армения, Узбекистан, Грузия и Таджикистан. На внутрироссийских направлениях прямые рейсы свяжут Ростов-на-Дону с 7 российскими городами: Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Тюменью, Норильском, Самарой и Симферополем.
Пассажиропоток аэропорта в первом полугодии 2016г. сократился на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 905 тыс. 298 человек. При этом трафик на зарубежных направлениях снизился на 40,5% (до 137 тыс. 441 пассажира). На внутрироссийских рейсах объем пассажирских перевозок аэропорта вырос на 13,1%: за указанный период было обслужено 767 тыс. 857 пассажиров.
По итогам 2015г. аэропорт обслужил 2 млн 62 тыс. пассажиров. Это на 11,8% меньше, чем в 2014г. При этом на внутрироссийских авиарейсах по итогам 2015г. пассажиропоток вырос на 3,3% и составил 1 млн 497 тыс. человек, а на международных рейсах упал на 36,4%, за этот период было обслужено 565, 2 тыс. пассажиров.

РИА НОВОСТИ; ИВАН КАПУСТИН; 01.11.2016; «ПОБЕДА» ЗАЯВИЛА О СОХРАНЕНИИ ПРОБЛЕМ АЭРОПОРТОВ С ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ

Ситуация с орнитологической незащищенностью аэропортов РФ сохраняется после направления писем авиакомпании «Победа» в Минтранс РФ, Росавиацию и Генпрокуратуру РФ, сообщил журналистам генеральный директор лоукостера Андрей Калмыков.
Орнитологическая защита аэродрома – это сфера ответственности аэропорта. Ранее сообщалось, что авиакомпания «Победа» направила письма в Минтранс, Росавиацию и Генпрокуратуру РФ с предупреждением о том, что российские аэропорты пренебрегают требованиями к орнитологической защите аэродромов. Представитель «Победы» отмечал, что компания сталкивается с этой проблемой практически во всех аэропортах России.
«Ответ мы получили, если говорить кратко, то: «Птицы». Ситуация пока не меняется, мы надеемся, что она будет меняться в дальнейшем, потому что это очень сильная угроза для безопасности полетов. Мы уделяем этому большое внимание и постоянно просим наших партнеров усилить орнитологическую защиту аэропортов, куда мы летаем», – пояснил Калмыков.
Ранее он заявлял, что компания каждую неделю фиксирует случаи столкновения с птицами в районе аэродромов. Мало того, что авиаперевозчик терпит убытки от простоя судов и затрат на ремонт, так и главное – это серьезная угроза безопасности полётов, говорил Калмыков. Рано или поздно это плохо закончится, предупреждал он. Кроме того, «Победа» намерена взыскать более 1 миллиона рублей с аэропорта Тюмени из-за попадания крупной птицы в двигатель самолета при заходе на посадку в районе аэродрома 27 июля.
По словам Калмыкова, «Аэропорты регионов», куда входит аэропорт Ростова-на-Дону, имеет «очень хороший» опыт в вопросах орнитологической защиты. «У нас к «Аэропортам регионов» практически нет вопросов по орнитологической защите», – подчеркнул Калмыков.
«Победа» была образована 16 сентября 2014 года вместо попавшего под санкции ЕС «Добролета». Первый рейс лоукостер выполнил 1 декабря 2014 года в Волгоград из московского аэропорта «Внуково». По итогам 2015 года авиакомпания «Победа» обслужила 3,09 миллиона пассажиров. По данным Росавиации, по этому показателю перевозчик занял седьмое место в гражданской авиации РФ. Парк перевозчика состоит из 12 лайнеров Boeing 737-800 в одноклассной компоновке, вместимостью до 189 пассажиров.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА – СТОЛИЧНЫЙ ВЫПУСК; ОЛЬГА БОНДАРЕНКО; 01.11.2016; ПРЯМО НА МАШИНУ

Прямо на придомовую территорию частного дома близ сочинского поселка Веселое упал частный прогулочный вертолет AS-350, следовавший по маршруту «Красная Поляна – Имеретинская низменность». Внутри помимо пилота находились туристы, приехавшие в курортный город из Москвы. В результате ЧП один человек погиб, еще пятеро пострадали.
– На месте работает следственно-оперативная группа и специалисты Южной транспортной прокуратуры. Предстоит выяснить все подробности трагедии и найти возможных виновных инцидента. Уже начата проверка, – рассказала представитель Южной транспортной прокуратуры Агнесса Савченко.
Как выяснилось, рухнул перевозивший туристов вертолет на стоявшую у домовладения машину, а также задел сарай и забор. К счастью, в автомобиле и во дворе дома никого не было.
По последним данным, в результате падения погибла туристка, еще пять человек были доставлены в местную больницу. По словам врачей, у всех многочисленные травмы тела, трое находятся в очень тяжелом состоянии.
Как считают специалисты, крушение могло произойти из-за технической неисправности или ошибки пилотирования. К тому же была плохая погода – шел дождь, что могло осложнить управление.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; МАРИЯ ГОЛУБКОВА; 01.11.2016; ЛЕТАЙТЕ ПРАВИЛЬНО

Вопросы авиационной безопасности, которые волнуют всех без исключения – ведь мы, потенциальные пассажиры, довольно плохо урегулированы на законодательном уровне.
Такой вывод можно сделать по итогам Шестой конференции по воздушному праву, прошедшей в Санкт-Петербурге. Юристы в области воздушного права говорят о пробелах практически во всех сферах. Остро нуждаются в гармонизации законы об авиационной и о транспортной безопасности, которые сейчас в отдельных положениях едва ли не противоречат друг другу.
До сих пор законодательно не закреплена норма об обязательном досмотре на входе в аэропорт, введенная после терактов в Домодедово в 2011 году, и сотрудники аэропортов часто сталкиваются с несогласием граждан или даже прямым отказом.
– Необходимы изменения в Закон «О транспортной безопасности». Нужна идентификация опасных веществ, – сказал начальник юридической службы «АэроМАШ – Авиационная безопасность» Александр Кажуро. -
Кроме того, специалисты опасаются, что охрана аэропортов будет полностью переложена на сотрудников авиационной безопасности: контроль входа и выхода, предполетный досмотр.
– Последние теракты в Европе показали, что два-три автоматчика могут пройти любой аэропорт насквозь и улететь, куда им надо, – продолжает Кажуро. – На этот случай следовало бы предусмотреть дислокацию спецподразделений или нацгвардии в логистической доступности.
Наконец, необходимо дать возможность членам экипажа воздушного судна проверять документы у нарушителей на борту, задерживать их с применением спецсредств, тех же наручников. Сейчас закон предписывает передавать авиадебоширов в руки полиции, но если права задержать их у пилота или стюарда нет, то сделать это трудно.
Кстати, особенно остро такая проблема может стоять на международных рейсах, где возникает вопрос юрисдикции и ответственности государства за происходящее на борту, конфликт юрисдикций или полное ее отсутствие. Широко известен пример, когда суд США отпустил двух граждан, устроивших драку на борту самолета, поскольку и борт не американский, и дебоширы – не граждане США, а конфликт произошел над открытым морем, то тесть вне границ какого-либо государства.
Но особенно неприятным может быть злоупотребление своей фактической юрисдикцией, отмечает член Национальной ассоциации воздушного права Анастасия Конюхова. К примеру, по политическим соображениям. Образец – дело Бразинскасов, которые в 1970 году совершили угон самолета в СССР. Отца и сына судили в Турции только за незаконное пересечение границы, хотя во время захвата они убили стюардессу.
Сейчас есть ряд международных нормативных актов, которые отчасти регулируют такие вопросы – Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции. Но они не обязывают государство – например страну прилета – брать на себя ответственность за инцидент, если оно не имеет отношения к происходящему на борту. Для предупреждения таких ситуаций следует законодательно обеспечить более жесткие действия экипажа. Например, дать возможность не выпускать гражданина РФ по прилету и обеспечить его возвращение на родину ближайшим рейсом.
– Необходимо также повысить статус свода правил поведения на борту, – считает Конюхова. – Это не должен быть просто внутренний документ авиакомпании.

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; 02.11.2016; АВИАПАССАЖИРЫ ПОЛУЧАТ МОНРЕАЛЬНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ

Правительство готовится внести в Воздушный кодекс поправки, расширяющие ответственность авиакомпаний перед пассажирами в соответствии с Монреальской конвенцией. В целом ряде случаев унификация российских правил с международными улучшит положение граждан: например, компенсация за задержку рейса может достигать 380 тыс. руб., тогда как сейчас можно рассчитывать лишь на 25 руб. за каждый час. Конвенция также позволяет судиться с авиакомпанией по месту жительства.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроекты о присоединении РФ к Монреальской конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок, сообщил вчера Белый дом. Речь идет о приведении норм Воздушного кодекса РФ в соответствие с международным документом. Законопроекты подготовлены МИДом и Минтрансом для госпрограммы «Развитие транспортной системы», одобрение комиссии означает, что документ согласован ведомствами и с почти стопроцентной вероятностью будет внесен правительством в Госдуму. В Минтрансе «Ъ» подтвердили, что правительство готовится внести проект в Госдуму. Законопроекты вступят в силу после одобрения Думой и Советом федерации и подписи президентом.
Монреальская конвенция принята в 1999 году и вступила в силу в 2003 году, ее участниками уже являются 119 государств. Она, в частности, унифицирует правила международных воздушных перевозок, защищает интересы потребителей, предполагает внедрение электронного оформления авиагрузов, стандарта e-freight и электронного таможенного оформления.
Как писал «Ъ» 3 марта, без ратификации конвенции в РФ усложнялась деятельность в стране грузовых авиакомпаний – отсутствие стандарта e-freight в российских аэропортах снижало их транзитный потенциал. В сообщении на сайте правительства также отмечалось, что законопроекты «обеспечат конкурентоспособные условия авиаперевозчикам и потребителям их услуг».
В Минтрансе «Ъ» пояснили, что в Воздушный кодекс вносится ряд изменений, «расширяющих объем и размер ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, причиненный при воздушных перевозках». Так, за ущерб из-за задержки рейса ответственность компании повышена до 380 тыс. руб. на пассажира, сейчас это 25% от МРОТ (25 руб.) за каждый час задержки, но не более стоимости билета. Конвенция также дает право подать иск к перевозчику по основному месту жительства пассажира. По конвенции, авиакомпания отвечает за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира на борту воздушного судна либо при посадке или высадке. Для этого в кодексе будет определен период перевозки пассажира – нахождение пассажира на борту, а также период посадки и высадки. Сейчас ответственность перевозчика начинается с предполетного досмотра для посадки в самолет и до покидания аэродрома под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика.
Конвенция устанавливает сроки предъявления претензии к перевозчику, выполняющему международные рейсы: семь дней для перевозок багажа и 14 – в отношении груза или почты. В Воздушный кодекс также включат возможность оформления электронного документооборота для грузовых перевозчиков (e-freight), сейчас такая возможность есть только для пассажирских перевозок.
Опрошенные «Ъ» авиакомпании не стали комментировать возможные изменения в законодательстве. Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко говорит, что присоединение РФ к Монреальской конвенции является «базовым минимумом» для российской авиаотрасли. Несмотря на некоторые несовершенства, конвенция лучше отражает реалии мировой гражданской авиации и является «логическим продолжением» давно устаревшей Варшавской конвенции.

ИНТЕРФАКС; 01.11.2016; ПУТИН ПОРУЧИЛ РАЗРАБОТАТЬ СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ НА КАСПИИ

Президент РФ Владимир Путин по итогам совещания с членами правительства, которое состоялось 12 октября, поручил разработать и утвердить стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, говорится в перечне поручений главы государства, опубликованном на сайте Кремля.
«Разработать совместно с заинтересованными организациями стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним исходя из объёма грузопотоков через данные порты, подтвержденного заинтересованными грузоотправителями, и анализа стоимости перевозки грузов через данные порты по сравнению с перевозкой по существующим транспортным маршрутам и утвердить эту стратегию», – говорится в поручении.
Срок исполнения поручения – 1 марта 2017 года.
В.Путин также поручил правительству при подготовке проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов рассмотреть вопрос о возможности увеличения финансировании мероприятий госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа».
Еще одно поручение главы государства касается Кабардино-Балкарской республики – правительство РФ совместно с заинтересованными организациями должно к 1 февраля 2017 года рассмотреть проект и представить предложения по восстановлению добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныаузского месторождения.

ИНТЕРФАКС; 01.11.2016; ДАЛЬНИЕ Ж/Д ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В РФ УШЛИ «В МИНУС» ПО ОКОНЧАНИИ ТУРСЕЗОНА

Перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в РФ ушли «в минус» по окончании «внутреннего» туристического сезона.
Согласно сообщению ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD), в октябре 2016 г. число отправленных пассажиров сократилось на 0,4% (до 7,3 млн человек) по сравнению с тем же периодом 2015 г. Падение зафиксировано впервые за последние месяцы.
Как сообщалось ранее, в марте после многолетнего падения перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в РФ вышли «в ноль», а позднее обозначилась четкая положительная динамика. В апреле этот показатель увеличился на 4,2%, в мае – на 2,2%, в июне – на 3,9%, в июле – достиг 8%, в августе произошла коррекция до 5,9%, в сентябре рост составил 5,6%.
До этого в 2015 г. перевозки пассажиров в дальнем следовании уменьшились на 5,1%, в 2014 г. – на 7,2%, в 2013 г. – на 5%. Помесячный рост последний раз был зафиксирован в 2012 г. В январе 2016 г. перевозки в дальнем следовании были на 3,3% ниже, чем в том же месяце 2015 г., в феврале – на 1,6%, но тогда показатель «поддержал» дополнительный календарный день нынешнего високосного года.
По итогам января-октября 2016 г. «дальние» перевозки пассажиров выросли на 3,9%, до 86,5 млн человек. Пассажирооборот увеличился на 0,6%, до 6,3 млрд пассажиро-километров, в январе-октябре – на 5,6%, до 81,4 млрд пассажиро-километров.
В то же время в пригородном сообщении в октябре железнодорожные перевозки увеличились на 4,8%, до 85,1 млн человек, по итогам десяти месяцев 2016 г. – сократились на 0,2%, до 771,6 млн. В 2015 г. этот показатель упал на 4,2%, в 2014 г. – на 0,3%. Пассажирооборот увеличился на 0,4%, до 2,7 млрд пассажиро-километров, за 10 месяцев – на 0,5%, до 26 млрд пассажиро-километров.
В целом, согласно оперативным данным РЖД, по железным дорогам РФ в октябре перевезено 92,4 млн пассажиров, что на 4,4% больше, чем в том же месяце годом ранее, в январе-октябре – 858,1 млн пассажиров (на 0,2% больше, чем за 10 месяцев 2015 г.). Пассажирооборот в октябре вырос на 0,5% (до 9 млрд пассажиро-километров), в январе-октябре – на 4,1% (до 107,4 млрд пассажиро-километров).

ИЗВЕСТИЯ; 02.11.2016; ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ НЕ НАХОДЯТ ПОДДЕРЖКИ

Точка в вопросе размера тарифов на железнодорожные перевозки в 2017 году будет поставлена в ближайшее время. Как правило, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выносит вердикт о величине тарифов на перевозки после рассмотрения бюджета страны. Ожидается, что решение ведомства станет усредненной версией многочисленных пожеланий участников перевозочного процесса. Эксперты считают, что на решении ФАС не отразятся предложения РЖД, в том числе по внесению точечных изменений в железнодорожный прейскурант.
Основную роль в определении размера индексации железнодорожных тарифов для антимонопольного ведомства играют утвержденные три года назад указания Федеральной службы по тарифам (ФСТ), которая сейчас расформирована, а ее функции выполняет ФАС. Предельные ежегодные индексы определены в документе до 2018 года и основываются на социально-экономическом прогнозе развития России и уровне инфляции. Такую индексацию зачастую называют «плоской», поскольку она едина для всех видов грузов и типов подвижного состава. Индексация ФСТ считается первым этапом при переходе на долгосрочное (пятилетнее) тарифное регулирование в отрасли.
И всё же вопрос тарифов является дискуссионным и не исключает дополнительных решений. От того, какое решение будет принято, зависит размер убытков РЖД. Так, по итогам 2017 года дефицит бюджета РЖД ожидается в размере более 142 млрд рублей.
В своем письме руководителю ФАС Игорю Артемьеву от 18 октября этого года глава РЖД Олег Белозеров отмечает, что дерегулирование тарифов компании теоретически могло бы выступить как «действенная мера обеспечения финансовой сбалансированности работы компании». Однако законодательные основания для отмены государственного регулирования железнодорожных тарифов на данный момент отсутствуют, напоминает он. Такой шаг возможен лишь при условии конкуренции на рынке предоставления данных услуг. Таким образом, по его словам, дерегулирование возможно лишь в отношении отдельных услуг в структуре перевозок.
«В этих условиях, по оценке компании, основными направлениями обеспечения сбалансированности финансовой деятельности являются: оптимизация издержек и принятие органом регулирования решения о внесении изменений в Прейскурант 10-01, обеспечивающих сокращение тарифных диспропорций, а также упрощение правил установления (изменения) уровня тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в рамках ценовых пределов», – отметил в письме Олег Белозеров.
Согласно расчетам ФСТ, в 2017 году тарифы должны быть проиндексированы на 4,5%. В некоммерческом партнерстве «Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава» (СОЖТ) поддерживают такой размер тарифной индексации, как и саму идею долгосрочного тарифного регулирования. Об этом написал 26 октября председатель президиума СОЖТ Константин Засов руководителю ФАС Игорю Артемьеву. С точки зрения операторов, сейчас акцентировать работу необходимо на предотвращении дальнейшего оттока грузоотправителей с железной дороги и снижения ее конкурентоспособности.
Предложения РЖД в отношении тарифов на будущий год в СОЖТ подвергли критике. В частности, неодобрение вызвала идея о введении отдельных (точечных) изменений в железнодорожном Прейскуранте № 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые «Российскими железными дорогами». В числе таких предложений – проиндексировать перевозку грузов в полувагонах и контейнерах на 2,2–4,2%, отдельных нефтяных грузов – от 3 до 80%, тарифы на порожний рейс вагонов – на 2,75%.
Подобные меры, по мнению железнодорожных операторов, приведут к невозможности спрогнозировать транспортные расходы, а также ответному удорожанию у железнодорожных операторов стоимости услуг по предоставлению подвижного состава. В результате повышенная стоимость окажет негативное влияние на конкурентоспособность железных дорог.
В партнерстве считают, что если и есть необходимость повышения тарифов, то более приемлемым выглядит общая индексация тарифов, но не на запланированные 4,5%, а, к примеру, на 5,5–6,5%.
«Нецелесообразными» предложения РЖД называются далеко не в первый раз. Аналогичная оценка дана в письме от 10 октября главы ФАС Игоря Артемьева в адрес правительства РФ. Он сообщает, что комплекс предложений РЖД может привести к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей на 12%.
«Считаем нецелесообразным компенсировать снижение объемов перевозки маржинальных грузов за счет повышения тарифов. Обращаем внимание, что в проекте финансового плана ОАО «РЖД» на 2017 год совокупный рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки заявлен на уровне 12%, в то же время рост доходов от перевозочных видов деятельности ожидается лишь 7%. ФАС России не поддерживает такую индексацию тарифов», – пишет Игорь Артемьев.
Отрицательно отнеслись к предложениям РЖД, по данным ФАС, нефтяные и металлургические компании, производители минудобрений, представители совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и Минэкономразвития.
Более обоснованным для ФАС выглядит расширение нижней границы тарифного коридора (до минус 50%) на перевозки грузов второго и третьего тарифных классов. В антимонопольном ведомстве уверены, что возможность предоставить грузоотправителям подобную скидку создаст условия для привлечения грузов на железную дорогу.
По мнению генерального директора лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, в 2017 году тарифы проиндексируют на 4% и могут отменить скидку на перевозку экспортного угля, что, по его оценке, повысит стоимость перевозки еще на 13%.
– Ставка привлечения вагона при этом может вырасти на 10–20% ввиду возможного дефицита полувагонов на сети. В итоге транспортные расходы могут достигнуть 37% от цены угля, расходы на тарифную составляющую при этом могут составить порядка 31% от цены угля, – прогнозирует он.
Ряд экспертов тем не менее полагают, что частично пожелания перевозчика всё же будут учтены.
– Тарифы будут ровно такие, как решит ФАС – это их прерогатива. Думаю, произойдет повышение на 7–8%, – предположил профессор ВАВТ Минэкономразвития России Андрей Голубчик. Он также отметил, что за последние 5–8 лет индексация тарифов в России не превышала уровня текущей инфляции.
Если для железнодорожной отрасли со снижением перевозок произошло и снижение доходов, то у российских стивидоров ситуация гораздо благоприятнее. Это связано с тем, что традиционно тарифы на портовые услуги устанавливаются в долларах и вместе с девальвацией произошел их значительный рост.
По словам главы отраслевого аналитического портала InfraNews Алексея Безбородова, в ряде случаев удорожание тарифов с момента обвала рубля составило до 40–45%. Он отметил, что вопрос снижения тарифов никем из стивидоров не рассматривается. На Дальнем Востоке, по его словам, завышенные тарифы стивидоров отпугивают грузоотправителей, и, как результат, тарифную выручку недополучает и РЖД.

КОММЕРСАНТ; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 02.11.2016; МИНТРАНС ПРОСИТ ДЕЛИТЬ ОТЛК БЕЗ РИСКА

Как выяснил «Ъ», Минтранс нашел изъяны в обеих версиях реорганизации Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК, СП РФ, Белоруссии и Казахстана), из которой нужно вывести обратно в ОАО РЖД доли в «Трансконтейнере» и «РЖД-Логистике». Версия от ОАО РЖД не устраивает Минтранс, поскольку в ней монополия не получит прямого контроля над 50% плюс двумя акциями «Трансконтейнера». Версия Минэкономики, считает Минтранс, противоречит Гражданскому кодексу и несет риски образования у ОАО РЖД убытка из-за обесценения акций «Трансконтейнера».
Минтранс выступил против всех предложенных вариантов реорганизации ОТЛК, следует из письма замминистра Алексея Цыденова в Минэкономики от 28 октября (есть у «Ъ»). ОТЛК, созданная железными дорогами России, Белоруссии и Казахстана как логистическая компания для трансъевразийского контейнерного сообщения, должна быть преобразована по модели «без активов». Внесенные в капитал ОТЛК ОАО РЖД 50% плюс две акции контейнерного оператора «Трансконтейнер» и 100% минус одна акция «РЖД-Логистики» (РЖДЛ) должны быть вынесены за пределы СП.
Свои предложения уже представили ОАО РЖД, владеющее 99,84% акций ОТЛК, и Минэкономики (см. «Ъ» от 28 сентября). ОАО РЖД предлагало разделить ОТЛК на четыре компании, куда перейдут и доли Белоруссии и Казахстана в ОТЛК (по 0,08%). Минэкономики, напротив, предлагало сохранить доли партнеров в компании, которая получит бизнес «старой ОТЛК», а РЖДЛ и «Трансконтейнер» вынести в структуру, принадлежащую ОАО РЖД. В итоге Минэкономики согласилось с оговорками взять вариант ОАО РЖД за основу (см. «Ъ» от 5 октября).
Но Алексей Цыденов пишет, что оба варианта предполагают реорганизацию ОТЛК (а вариант Минэкономики – еще и реорганизацию ОАО РЖД) и, следовательно, несут риски предъявления требований кредиторов к структурам. Вариант ОАО РЖД не устраивает Минтранс громоздкостью схемы и отсутствием у ОАО РЖД прямого контроля над выводимыми из ОТЛК активами. Предложения Минэкономики противоречат Гражданскому кодексу РФ, отметил Минтранс, а передача доли в «Трансконтейнере» ОАО РЖД негативно скажется на финансовых результатах монополии. Дело в том, что акции оператора сейчас дешевле, чем при формировании уставного капитала ОТЛК, поясняется в письме, убытки ОАО РЖД могут составить 9,5 млрд руб.
В Минтрансе и ОАО РЖД комментариев не дали. Источник «Ъ», близкий к монополии, говорит, что письма с подобным содержанием не получали. В Минэкономики «Ъ» сообщили, что письмо получено, вопрос рассматривается. «Варианты реорганизации ОТЛК будут тщательно прорабатываться, до тех пор пока не будут исключены все риски»,– подчеркивают там.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что наиболее логичной представляется схема, при которой в акционерном капитале «Трансконтейнера» у Минска и Астаны не будет долей. Но, продолжает эксперт, риски, связанные с реорганизацией ОАО РЖД, следует учитывать – в первую очередь из-за его валютного долга,– в то время как у «Трансконтейнера» данный риск отсутствует: его чистый долг составляет менее 0,2 EBITDA и представлен на 95% рублевыми облигациями, проспектом которых не предусмотрено досрочное погашение при реорганизации.
Но в «Трансконтейнере» по-прежнему заинтересованы частные инвесторы: как писал «Ъ» 28 октября, группа «Сумма» Зиявудина Магомедова (владеет 24,1% акций оператора) уже предлагает выкупить либо контрольный пакет у ОАО РЖД по рыночной цене, либо его половину с премией к рынку в 20-30%, а еще половину – через четыре-пять лет. В эту сделку может вмешаться ФАС: в понедельник глава службы Игорь Артемьев заявил, что продавать актив надо на очень строгих условиях, разделив активы на две-три части и продав одну из них на рынок, чтобы не создавать монополию. По мнению Михаила Бурмистрова, на рынке железнодорожных контейнерных перевозок конкуренция достаточна и ее не нужно искусственно поддерживать. Риски ее нарушения возникнут только в случае, если пакет купит «Сумма», контролирующая второго по величине контейнерного оператора FESCO, чей бизнес интегрирован с морскими линиями. Эксперт замечает, что дробление «Трансконтейнера» негативно скажется на его конкурентоспособности как международного транзитного перевозчика.

RNS; 01.11.2016; ШУВАЛОВ ПОРУЧИЛ ПОДГОТОВИТЬ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ «ВАФЕЛЬНИЦА»

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов дал поручение Минтрансу, МВД, Минэкономразвития и Минюсту внести в правительство проекты нормативных правовых актов, предусматривающие использование специальной дорожн–ой разметки в виде диагональной сетки («вафельницы») на перекрестках улично-дорожной сети, говорится в сообщении секретариата первого вице-премьера.
Соответствующие законопроекты «предусматривают внесение изменений в ПДД», пояснили RNS в секретариате Шувалова.
Данное поручение было дано первым вице-премьером после того, как в течение двух лет Министерство внутренних дел РФ совместно с правительством Москвы проводило соответствующий эксперимент по использованию разметки типа «вафельница» на некоторых перекрестках города. Данный эксперимент проводился также по поручению Шувалова, изначально инициативу предложил ввести экспертный центр probok.net.
В настоящее время перекрестки являются одними из наиболее проблемных участков, связанных с затруднением движения и совершением дорожно-транспортных происшествий. В подавляющем большинстве случаев участники дорожного движения нарушают пункт 13.2. Правил дорожного движения России, запрещающий выезд на перекресток или пересечение проезжих частей при образовании затора, который вынуждает водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
В качестве одного из путей решения данного вопроса и была предложена инициатива по проведению эксперимента с использованием дорожной разметки в виде диагональной сетки.

ИНТЕРФАКС; 01.11.2016; ВТОРОЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ СТОИМОСТЬЮ 13 МЛРД РУБ. ВВЕДУТ В Н.НОВГОРОДЕ В ИЮЛЕ 2017 Г

Второй мост через Волгу в Нижнем Новгороде вместе с развязками и дорожной инфраструктурой планируется открыть в июле 2017 года, сообщили «Интерфаксу» в министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.
Как уточнили в Минтрансе, стоимость строительства составляет 13,037 млрд рублей. Софинансирование проекта из федерального бюджета составляет порядка 50%.
«На данный момент работы на всех объектах комплекса сооружений идут в соответствии с графиком и выполнены на 72%. Система целиком, как и планировалось, будет введена в эксплуатацию в июле 2017 года», – сообщили в министерстве.
Рабочее движение по мосту планируется официально запустить 4 ноября текущего года, пока он будет использоваться для движения строительной техники Борской транспортной системы.
В комплекс сооружений под названием «Мостовой перехода через р. Волга на автомобильной дороге Нижний Новгород-Шахунья-Киров в Нижегородской области» входят непосредственно мостовой переход через Волгу (дублирующий действующий Борский мост), транспортная развязка со стороны Нижнего Новгорода, два пойменных моста, путепровод на транспортной развязке в поселке Неклюдово, мост через реку Везлома, расширение трассы до станции «Толоконцево» и два пешеходных перехода.
Строительство и ввод в эксплуатацию Борской транспортной системы решит проблему доступа в северные районы Нижегородской области, а также в Кировскую область и республику Марий-Эл, позволит в 2 раза увеличить пропускную способность существующего мостового перехода. После завершения работ мост возьмет на себя автомобильный поток на Киров, а по старому Борскому мосту будет организовано одностороннее движение в противоположном направлении. После завершения строительства транспортные потоки из Нижнего Новгорода и Бора будут разведен