X

Обзор прессы от 21.11.2016

21.11.2016

ТАСС; 18.11.2016; НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА НАЛЬЧИК ДОСТРОЯТ К КОНЦУ 2017 ГОДА

Строительство нового терминала международного аэропорта Нальчик завершится к концу 2017 года, сообщил глава республики Юрий Коков во время «Прямой линии» в эфире Кабардино-Балкарского филиала ВГТРК.

«Целый год мы занимались получением разрешения на реконструкцию аэропорта. Инвестор вкладывает 925 млн рублей. Общая площадь строящегося объекта составит 10,5 тысяч квадратных метров. Мы надеемся, что к концу 2017 года объект будет достроен», – сказал Коков.

Следующим этапом реконструкции аэропорта должно стать реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП). «Аэропорт нам нужен. Ранее его ВПП отошла в частные руки и нам опять же стоило не малых трудов вернуть ее в федеральную собственность, мне даже с этим вопросом пришлось обратиться к главе государства. Все это завершилось, и надеемся что в 2018 году нас включат в финансирование из федерального бюджета на ремонт ВПП», – сказал он.

Также, по словам Кокова, тогда будет возможность принимать любые самолеты. «Это 2,8 км с шириной 45 метров», – уточнил он, отметив, что там нужно провести большой объем работ. «После завершения реконструкции мы надеемся, что аэропорт сможет перевозить в год 500 тысяч человек. Мы планируем расширить географию полетов», – добавил Коков.

Строительство автовокзалов

Два автовокзала общей стоимостью 1,5 млрд рублей достроят в Нальчике к концу следующего года, рассказал Коков.

«Строительство Южного и Северного автовокзалов в Нальчике проводится полностью на частные инвестиции, стоимость одного 700 млн, другого – 800 млн рублей. Совокупная пропускная способность 22 тысяч пассажиров в день. Это будут современные автовокзалы со всем необходимым. Я имею в виду прежде всего техническую начинку и надеюсь, что концу следующего года оба вокзала будут функционировать», – сказал Коков.

В графике строительства наметилось отставание на два– три месяца, которое Коков связал с экономической ситуацией в стране. «Причина в том, что по одному вокзалу инвестор отказался и ушел, а по другому были проблемы с подрядчиком. И в том и в другом случае мы их заменили и сейчас там продолжаются работы», – заверил глава республики.

 

Он отметил, что инфраструктура развивается по всей республике. «Сейчас идет строительство небольшого автовокзала в городе Тырныаузе (административный центр Эльбрусского района где расположен горнолыжный курорт Приэльбрусье – прим.ТАСС). Там инвестиции небольшие всего 30 млн рублей, но он закроет потребности всей курортной зоны Приэльбрусья», – сказал он, добавив, что еще один вокзал в ближайшей перспективе построят в городе Баксане.

«Прямая линия» с главой Кабардино-Балкарии проходила в этом году во второй раз. В адрес руководителя, как объявили ведущие во время прямого эфира, поступило более 1 тыс. вопросов и обращений, основная часть их касалась экономики и социальной сферы. Разговор шел в течение двух часов.

REGNUM; 18.11.2016; СТРОИТЕЛЬСТВО АЭРОПОРТА В САРАТОВЕ: МЕДВЕДЕВ ВЫДЕЛИЛ 677 МЛН РУБЛЕЙ

В соответствии с поручением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева в текущем году на строительство Северного подхода в чистом поле рядом с селом Сабуровка, где планируется возвести аэропортовый комплекс «Центральный», предоставлены иные межбюджетные трансферты в объеме 677,5 млн рублей. Финансирование объекта из областного бюджета – 15 млн, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе регионального Минтранса.

Поручение Медведева датировано 14 мартом 2016 года, соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов заключено между Росавтодором и правительством Саратовской области 23 мая 2016 года. В каких объемах и на что освоены средства в министерстве не уточняют.

«Особо стоит остановиться на таком грандиозном для нашей области объекте как Северный автодорожный подход к аэропортовому комплексу «Центральный» (Саратов). С целью рационального использования средств, строительство Северного подхода к аэропорту планируется выполнить в две очереди: 1 очередь строительства – 2016−2018 годы; 2 очередь строительства – 2019−2020 годы», – сообщили в Минтрансе.

По данным ведомства, заключен государственный контракт на проведение работ по строительству объекта, ведется работа по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки под автомобильной дорогой.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, работы по новому аэропортовому комплексу «Центральный» под Саратовом со стороны государства ведутся в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010−2020 гг.)». Реализация проекта ведётся с 2007 года, с момента подписания соглашения о сотрудничестве между облправительством и Росавиацией.

В 2008 году саратовские власти выбрали площадку под строительство в чистом поле возле села Сабуровка, а также провели мероприятия по выкупу земельных участков.

Строительство нового аэропорта в Сабуровке считается одним из самых крупных инвестиционных проектов в Саратовской области, на первичную реализацию которого было запланировано более 6 млрд рублей. Главным инвестором проекта является ГК «Ренова» на условиях ГЧП.

В начале ноября 2016 года появилась информация о том, что холдинг «Аэропорты регионов» (входит в ГК «Ренова» Виктора Вексельберга) предложил правительству построить аэропорт «Центральный» в Саратове на условиях концессии. Такое заявление сделал гендиректор холдинга Евгений Чудновский.

MK.RU; АНДРЕЙ МИРОНОВ; 20.11.2016; АЭРОПОРТ НЕ ПРОДАЕТСЯ?

История с продажей иркутского аэропорта, тянущаяся уже не один месяц, по-прежнему остается туманной. Только на днях Центробанк приостановил эмиссию акций АО «Новапорт Иркутск» Романа Троценко, созданного для реализации проектов в области. Незадолго до этого иркутский губернатор Сергей Левченко в очередной раз повторил, что местный аэропорт не продается. «МК» попытался разобраться, что мешает привлечь инвесторов для реализации данного проекта.

Аэропорт не продается?

Скандалы вокруг дальнейшего развития Международного аэропорта Иркутск, его продажи, привлечения инвесторов и возможного возврата в федеральную собственность не утихают уже на протяжении года. Группа инвесторов, крупные аэропортовые холдинги России забили тревогу еще раньше, пытаясь обратить внимание губернатора на необходимость проведения конкурса и выполнение распоряжения Президента России о развитии аэропорта Иркутска. Этот документ подразумевал не только передачу аэропорта из федеральной в региональную собственность, но и развитие авиаузла на основе частно-государственного партнерства, предполагающего выбор потенциального инвестора на открытых конкурсных процедурах, как это предписывает закон.

На это же впоследствии обратил внимание и Минтранс России, направив письмо недвусмысленного содержания о неисполнении пунктов соглашения между облправительством, Минтрансом и Росавиацией о модернизации аэропортовой инфраструктуры Иркутска. Региональные власти в ответ предложили Минтрансу «дорожную карту», в разделах «этап» и «сроки» которой говорится, что облправительство планирует в 2017–2018 гг. провести конкурс инвесторов для строительства аэропорта, а в 2020 г. ввести объект в эксплуатацию. «Но в разделе «проводимая работа», – пишут «Ведомости», – уточняется, что дефицита бюджетных средств облправительство планирует выбрать инвестора без бюджетных затрат, что исключает проведение конкурса».

На этом фоне по меньшей мере парадоксальным выглядит публичное выступление иркутского губернатора, сообщающего об отказе от продажи аэропорта с последующим поступлением средств в бюджет региона. По словам Сергея Левченко, речь идет о неких 3 млрд рублей, которые потенциальный инвестор может заплатить за аэропорт Приангарья. Напомним, что в качестве таковых в СМИ назывались «Аэропорты Регионов» Виктора Вексельберга, «Базовый Элемент» Олега Дерипаски и «Новапорт» Романа Троценко. Именно эти структуры некоторое время назад схлестнулись в жесткой схватке за аэропорт Большое Савино в Перми. В той истории было все: и расследования Федеральной антимонопольной службы, и пересмотр итогов конкурсного отбора инвестора, и аукцион, в результате которого «Новапорт» Троценко должен заплатить бюджету Пермского края 1,5 млрд рублей...

А что же Иркутск? Планируется ли конкурс или какой-либо другой конкурентный отбор инвестора? Ранее местный губернатор заявлял, что «область планирует привлечь к управлению аэропортом холдинг «Новапорт». Областной чиновник рассказывал, что рассматривается вариант создания СП с «Новапортом», в которое область внесет акции аэропорта и в котором инвестор получит контроль. Конкурс для этого необязателен, так как это не приватизация».

Как стало известно «Газете.Ru», в совместном предприятии, которое будет управлять иркутским аэропортом, «Новапорт» получит 50% плюс 1 акция, а администрация Иркутской области будет владеть 50% минус 1 акция…

В уставный капитал будут внесены 100% акций АО «Международный аэропорт Иркутск», а также акции, доли и имущества малых аэропортов региона.

Возможным очередным шагом на этом пути стала регистрация 28 июля с.г. АО «Новапорт Иркутск» с уставным капиталом… 10 000 рублей. Именно его допэмиссию заблокировал на днях Банк России. Не исключено, что именно «Новапорт Иркутск», согласно некоторым планам, может стать «проектной» или управляющей компанией, в задачи которой будет входить реализация проекта развития аэропорта. Это отчасти подтвердил и представитель «Новапорта», признав: «Мы создали «Новапорт Иркутск» для работы в области, постоянно консультируем область и поучаствуем в проектной кампании, если предложат…». Напомним, что к потенциальному инвестору Приангарье выдвигает несколько требований: модернизация действующего аэропорта, строительство нового авиаузла за пределами города и модернизация аэропортов в районах. Да вот только объявлять конкурс региональная власть пока, видимо, не спешит, объясняя нехваткой денег на его проведение. В то же самое время правительство региона, несмотря на имеющуюся заинтересованность и опыт российских аэропортовых групп, по не понятным причинам, обратило свой взор на международные рынки, намереваясь привлечь зарубежных игроков. Так, согласно информации ИА «Сибирские новости», от лица губернатора области Сергея Левченко было направлено обращение торговому представителю России в Республике Корея Михаилу Бондаренко с просьбой оказать содействие в поиске потенциальных инвесторов среди местных компаний, заинтересованных в сотрудничестве и имеющих опыт в сфере проектирования и строительства аэропортовой инфраструктуры.

Позиция различных ветвей власти Иркутской области пока выглядит разнонаправленной и несогласованной. Одна из них – в лице губернатора – отстаивает тезис о недопустимости продажи аэропорта, вторая – в лице регионального правительства – вроде как ведет работы по выбору инвестора. И если Левченко встречается с представителями «Новапорта» и обсуждает проект развития действующего аэропорта, то представители областного правительства пока не сделали ни одного предложения потенциальным инвесторам. И это несмотря на официальное предостережение, вынесенное ФАС летом этого года администрации Иркутской области о недопустимости передачи группе «Новапорт» права на реализацию проекта модернизации международного городского аэропорта без конкурса.

Как и в Перми, интерес к иркутскому авиаузлу проявляют другие аэропортовые холдинги – структуры «Базового Элемента» и «Аэропорты регионов». Обе структуры выступают за проведение конкурса. Причем «Базовый Элемент» в своем сообщении не исключил форму передачи аэропорта инвестору, при которой не происходит отчуждение акций аэропорта из региональной собственности, или иного сохранения контроля или управления со стороны области и готов развивать его на условиях государственно-частного партнерства в различных формах.

Пока, по мнению специалистов, ситуация развивается не в пользу Иркутской области. Недовольство Минтранса, риск получить еще одно предупреждение ФАС и отзыв аэропорта в федеральную собственность, гнев местного Законодательного собрания и непоступление средств от возможной продажи акций аэропорта… Чем еще может рискнуть губернатор?

ТАСС; ВЕРА ЩЕРБАКОВА; 18.11.2016; АВИАКОМПАНИЯ S7 НАЧНЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ПОЛЕТЫ В ТУРИН С 24 ДЕКАБРЯ

Российская авиакомпания S7 («Сибирь») с 24 декабря запускает еженедельные полеты в Турин, сообщил на российско-итальянском семинаре генеральный директор компании Владимир Объедков в пятницу.

«Мы ожидаем, что этот регулярный рейс станет крайне востребованным у российских туристов, увлекающихся горнолыжным спортом, поскольку здесь множество горных курортов. Многие из наших соотечественников научились самостоятельно заказывать свой отпуск и не нуждаются в туроператорах, таким туристам нужна только перевозка», – отметил Объедков. «Тем не менее, – добавил он,– мы заходим осторожно – с частотой одного рейса в неделю с тем, чтобы понять, насколько правильны наши ожидания. И в дальнейшем, если они оправдаются, мы готовы увеличить и количество рейсов между Москвой и Турином и период их выполнения, то есть не только в течение горнолыжного сезона».

Он сообщил, что уже осмотрел туринский аэропорт, отметив, что воздушная гавань обладает всей инфраструктурой для приема и обслуживания пассажиров с громоздким багажом нестандартных размеров. Объедков также выразил надежду, что этот рейс превратится в круглогодичный, что позволит Турину стать популярным турнаправлением для россиян не только благодаря местным горнолыжным курортам.

Объедков также сообщил ТАСС, что его компания – один из самых крупных операторов по Италии, который уже осуществляет авиасообщение с Вероной, Генуей, Неаполем. В 2017 году планируется начать выполнять рейсы в Катанию (остров Сицилия) и Пизу. S7 – первая российская компания, открывающая рейсы в Турин, уточнил он.

Авиакомпания «Сибирь», работающая под брендом S7, входит в группу компаний S7 и является участником глобального авиационного альянса Oneworld. Компания располагает двумя базовыми узлами в Москве (Домодедово) и Новосибирске (Толмачево). В 2015 году пассажиропоток авиакомпании составил 10,6 млн человек, а общее количество выполненных рейсов – 88,695 тыс.

ТАСС; 20.11.2016; «АЭРОФЛОТ» ПОДАЛ НОВЫЙ ИСК К «ТРАНСАЭРО» НА 2 МЛРД РУБЛЕЙ

«Аэрофлот» подал новый иск к авиакомпании «Трансаэро» на сумму 2,02 млрд рублей. Это следует из картотеки арбитражных дел.

Иск был зарегистрирован 18 ноября 2016 года Арбитражным судом города Санкт-Петербург и Ленинградской области. К рассмотрении пока не принят, о других подробностях не сообщается.

Суд включил в реестр «Трансаэро» требование немецкой компании SAP на 186 млн руб.

Общее количество исковых требований к «Трансаэро», согласно картотеке арбитражных дел, оценивается в 160,7 млрд рублей.

К осени 2015 года «Трансаэро» не смогла самостоятельно обслуживать свой долг объемом примерно 260 млрд рублей, 1 сентября на совещании межведомственной комиссии при Минтрансе РФ под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова была поддержана возможность продажи 75% + 1 акция «Трансаэро» ее главному конкуренту – «Аэрофлоту» (сделка в итоге так и не состоялась: акционеры «Трансаэро» не смогли консолидировать необходимый пакет акций).

16 ноября «Трансаэро» разослала кредиторам официальное предложение по плану перезагрузки своей деятельности. В частности, авиакомпания предложила провести процедуру замещения активов, которая предполагает создание нового юридического лица, на 100% принадлежащего ОАО «АК «Трансаэро». В новое юрлицо перемещаются все материальные активы «Трансаэро» (включая бренд), а после их оценки компания выставляется на торги, в результате чего кредиторы «Трансаэро» получают доли в акционерном капитале пропорционально объему задолженности.

КОММЕРСАНТЪ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ; МАРИНА КОСТЮКЕВИЧ; 21.11.2016; ОБЛАСТЬ НЕ ТЕРЯЕТ НАДЕЖД НА ВЗЛЕТ

Как стало известно «Ъ», компания «Евросиб», основной инвестор потенциального строительства аэропорта для приема спецгрузов и лоукостеров в Сиверском, приостановила переговоры по проекту с областным правительством. Одной из причин тому в региональной администрации называют отсутствие четкой позиции Минтранса по возведению объекта. В то же время власти Ленобласти заверяют, что проектом реконструкции бывшего военного аэродрома под гражданский аэропорт заинтересовались иностранные инвестиционные фонды. Однако эксперты говорят о том, что на предпроектной или инвестиционной стадии речи о привлечении международных фондов идти не может – только о зарубежных компаниях, бенефициарами которых выступают российские граждане или компании.

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко сообщил «Ъ», что компания «Евросиб», основной инвестпартнер проекта строительства аэропорта в Сиверском, продвигавшая идею несколько лет, пока приостановила все переговоры по этому вопросу с региональным правительством. По словам главы субъекта, потенциальный инвестор находится в ожидании официальной позиции Минтранса по объекту.

Ранее в рамках конференции «Транспортная инфраструктура Петербурга и Ленинградской области» замминистра транспорта РФ Николай Асаул заявил, что аэродром в Сиверском можно рассматривать для использования частной авиацией и транзита грузов – в качестве же гражданского узла перспектив у него нет. Кроме того, он сказал, что строительство нового аэропорта – вопрос взаимодействия двух субъектов и заключенное между ними соглашение должно соблюдаться (имеется в виду соглашение об авиационной деятельности от 2009 года, которое запрещает строительство новых аэропортов гражданской авиации на расстоянии 450 км от Пулково. – «Ъ»).

Александр Дрозденко признался, что регион намерен продвигать проект в том случае, если потенциальные инвесторы не побоятся работать дальше.

«Я понимаю, что позиция Минтранса для любого инвестора – знаковая», – отметил господин Дрозденко и добавил, что не станет вступать в переговоры с Минтрансом, пока не прояснит позицию инвесторов. По его словам, проектом заинтересовались иностранные инвестиционные фонды, зарегистрированные в Швейцарии.

«Нам пришло от них несколько писем. Более того, они предлагали нам еще до Сиверского восстановить работу аэропорта Вещево. Но он находится в плачевном состоянии, это бывший военный аэропорт, где нет уже даже взлетной полосы. Да и логистика там плохая», – рассказал глава региона.

По мнению партнера юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антона Бабенко, в случае привлечения иностранного инвестора существует много вариантов оформления отношений.

«Это может быть приобретение акций компании, которая будет собственником или арендатором или управляющей компанией объектов инфраструктуры аэропорта. Также возможно заключение инвестиционного контракта, по которому инвестор после исполнения обязанностей по финансированию и завершения строительства получит часть объектов в собственность», – предположил аналитик.

По замечанию инвестиционного эксперта компании BGP Litigation Владимира Русакова, речь может пойти именно о концессионном соглашении с инвестором.

В то же время генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что возможность привлечения международных фондов в российские инфраструктурные проекты в сфере транспорта существует. Но речь идет не о предпроектной или инвестиционной стадии, на которой находится аэропорт в поселке Сиверский, а на стадии работающего бизнеса, подтвердившего свою возможность обеспечить возврат инвестиций.

«Для международных фондов критически важным является качество корпоративного управления и наличие высокой квалификации в вопросах управления аэропортами. Учитывая, что по аэропорту Сиверский пока даже не решен вопрос о возможности осуществлять пассажирские перевозки, речи о привлечении международных фондов идти не может, только о зарубежных компаниях, бенефициарами которых являются российские граждане или компании», – подчеркнул собеседник «Ъ».

Господин Бурмистров также отметил, что ГК «Евросиб» в 2015-2016 годах столкнулась с высоким уровнем долговой нагрузки. «Компания скорее нацелена на продажу активов, чем на масштабные инвестиции в непрофильный аэропортовый бизнес. Так, в июне 2016 года ГК «Евросиб» продала компании «Модуль» терминально-логистический комплекс в Шушарах площадью 15,6 га», – сказал он.

Напомним, в начале ноября Ленобласть заявила о приостановке своего участия в соглашении об авиационной деятельности с Петербургом, попросив региональное УФАС проверить его на соответствие законодательству.

КОММЕРСАНТ; ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА; 21.11.2016; АВИАТЕХНИКА ЗАПУТАЛАСЬ В РЕГИСТРАХ

Как выяснил «Ъ», аудит производств российской авиатехники, идущей на экспорт, до сих пор ведется с участием Авиарегистра МАК, а не собственного Авиарегистра РФ. Ситуация должна измениться после апреля 2017 года, когда к последнему полностью перейдут все функции по сертификации, год назад забранные Россией у МАК. Итальянские авиавласти уже попросили российских коллег срочно представить в ЕС план действий, который позволит осуществить переход. В противном случае российские и зарубежные регуляторы не смогут сотрудничать и есть риск срыва экспорта SSJ 100.

Как стало известно «Ъ», в конце октября итальянские авиавласти (ENAC) провели аудит линии сборки SSJ 100 в Комсомольске-на-Амуре. По словам источников «Ъ», в рамках утвержденных МАК и ENAC процедур реализации двустороннего соглашения по летной годности между СССР и Италией регулярно подтверждается соответствие системы сертификации и надзора за выпуском SSJ 100 требованиям ЕС. Это необходимо для продвижения самолета за рубежом (партнером «Гражданских самолетов Сухого», ГСС, по проекту выступает итальянская Alenia Aermacchi). В ГСС «Ъ» пояснили, что ENAC проводит аудиты «в среднем раз в год». В ENAC добавили, что текущий аудит прошел в «рабочем режиме», ведомство продолжает сотрудничать с Авиарегистром (АР) МАК «в соответствии с договоренностями с Минпромторгом».

ENAC подняла вопрос о сотрудничестве с авиавластями РФ в начале года. Из-за перераспределения полномочий МАК между Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом в конце 2015 года надо было подписать договоренности с новыми уполномоченными органами (см. «Ъ» от 25 января). Но инспекция прошла лишь осенью и в сопровождении АР МАК, а не созданного Авиарегистра РФ. В АР РФ рассказали «Ъ», что в аудите участвовал представитель управления поддержания летной годности Росавиации.

По данным «Ъ», сертификат одобрения производства SSJ 100, выданный АР МАК в 2014 году, требует подтверждения. Его отсутствие нарушит порядок оформления экспортных сертификатов летной годности и может сорвать поставки. ENAC «не выявила серьезных замечаний», говорят источники «Ъ». Но было подчеркнуто, что изменения в организации сертификации в РФ требуют переоценки схемы до апреля. Тогда вступит в силу новое постановление правительства о перераспределении полномочий: функции МАК по сертификации разработчиков и изготовителей, полученные Минпромторгом в ноябре 2015 года, перейдут к Росавиации, которая займется и типовой сертификацией авиатехники, и сертификацией производства.

В ENAC хотят провести оценку новых функций регистра в соответствии с соглашением между РФ и Италией и планируют встречу с Росавиацией в Москве, когда та «выразит готовность». По данным «Ъ», в отчете об аудите говорится, что «во избежание приостановки приемки самолетов план по проведению оценки новой российской системы сертификации должен быть срочно направлен в EASA» (агентство ЕС, отвечающее в том числе за обеспечение летной годности). В АР РФ пояснили «Ъ», что в Росавиации создана рабочая группа, прорабатывающая аспекты изменения системы сертификации, в том числе разработку такого плана. По итогам будут подготовлены «проекты типового соглашения в области летной годности и процедур их реализации». Но у Росавиации нет полномочий по подписанию: либо она должна получить эти функции, либо Минтранс заключит соглашение с EASA в области летной годности, указав, что за его реализацию отвечает Росавиация. В АР РФ уточнили, что уже поступило 116 заявок от разработчиков техники, из них 20 – от иностранцев. Работа пока завершена по 15 заявкам.

В ГСС «Ъ» сообщили, что сейчас для получения экспортных сертификатов на SSJ 100 работают с АР МАК на основании заявки, которая передается с письмом Минпромторга. Источники «Ъ», близкие к МАК, рассказали, что в 2016 году на основании обращений Минпромторга обеспечили экспорт девяти SSJ 100, в то время как Росавиация «занималась информированием потенциальных импортеров техники о том, что выданные АР МАК документы «нелегитимны»«, что создавало «реальные предпосылки для срыва экспортных поставок». В АР РФ уверяют, что рассматривают с Росавиацией заявки с учетом работ, одобренных АР МАК, при условии, что договор был заключен до середины декабря 2015 года и представлен комплект документов, сформированных с АР МАК. Но источники «Ъ» в МАК говорят, что до сих пор нет порядка зачета результатов работы АР МАК по сертификации и выдача одобрительных документов в РФ при типовой сертификации идет не на основании регламентов, «а по волевым решениям».

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что «доверие специалистов зиждется на опыте работы, а не на мандатах». Он не сомневается, что ситуация будет «рано или поздно» урегулирована, но признает, что переходный период создает проблемы авиастроителям, рассчитывающим на экспортные контракты.

RNS; 18.11.2016; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ РЖД ЗА 10 МЕСЯЦЕВ ВЫРОСЛИ НА 7% – ДО 547 ТЫС. ЧЕЛОВЕК

Перевозки пассажиров поездами дальнего следования за рубеж в январе – октябре 2016 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7% – до 547 тыс. человек, сообщили в РЖД.

Перевозки по маршрутам Россия – Германия и Россия – Франция выросли на 34%, по направлениям Россия – Италия и Россия – Корея – на 30%, на 8% увеличились перевозки пассажиров в сообщении Россия – Чехия.

К положительным изменениям привели запуск новых маршрутов и корректировка расписания, считают в компании.

«Согласно графику движения поездов на 2016/2017 год международные пассажирские перевозки будут осуществляться в прямом и транзитном сообщениях в 11 стран Европы и Азии – Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, Северную Корею – по 20 международным маршрутам», – уточнили в РЖД.

17 декабря компания запускает поезд № 13/14 «Стриж» сообщением Москва – Берлин. Ж/д состав будет курсировать два раза в неделю – по субботам и воскресеньям из Москвы и по воскресеньям и понедельникам – из Берлина.

РИА НОВОСТИ/ПРАЙМ; 19.11.2016; РФПИ КРАТНО УВЕЛИЧИЛ ИНВЕСТИЦИИ В ПРОЕКТ HYPERLOOP

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) кратно увеличил инвестиции в проект Hyperloop, заявил журналистам глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

«Даже с США у нас есть новость, что мы кратно увеличили наши инвестиции в Hyperloop», – сказал Дмитриев журналистам в кулуарах саммита АТЭС в Перу. Он отметил, что это произошло в рамках последнего раунда привлечения инвестиций, в котором также принял участие стратегический партнер РФПИ на Ближнем Востоке – дубайский

«РФПИ также видит потенциал развития совместных проектов с инвесторами из США и проводит консультации по вопросам развития и восстановления сотрудничества с американскими партнерами», – добавил Дмитриев.

Идею Hyperloop («гиперпетля») представил в 2012 году инженер, предприниматель и инвестор Илон Маск, идеолог и основатель таких компаний, как SpaceX и Tesla Motors. Новый транспорт, работающий от солнечной энергии, будет вдвое быстрее самолета и в три-четыре раза быстрее скоростного поезда. Наибольшую активность в воплощении этой идеи в настоящее время проявляют компании Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies.

Соинвесторами Hyperloop One являются РФПИ и фонд Caspian VC, принадлежащий владельцу группы «Сумма» Зиявудину Магомедову. Вакуумные поезда могут запустить между столичными аэропортами и в «новую Москву». РФПИ и РЖД также планируют провести тестирование технологии в России. А Минтранс РФ заявлял, что первая в стране транспортная система Hyperloop стоимостью 30-40 миллиардов рублей может появиться на участке от Китая до порта Зарубино.

Оператор дубайских портов DP World, в свою очередь, летом подписал с американской Hyperloop One меморандум о взаимопонимании с целью изучить целесообразность доставки грузов с помощью технологии Hyperloop с борта стоящих у причала судов прямо в контейнерный терминал.

КОММЕРСАНТ; АНАСТАСИЯ ВЕДЕНЕЕВА; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 21.11.2016; ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ БОЛЬШЕ НЕ ПЕРВАЯ

На рынке железнодорожных операторов РФ может появиться новый лидер: UCL Rail Владимира Лисина, в которую входит Первая грузовая компания (ПГК), уступила первые позиции по грузообороту Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД.

За девять месяцев с начала года погрузка лидера рынка ПГК сократилась на 4,5%, до 144,5 млн тонн, следует из рейтинга крупнейших операторов Infoline Rail Russia Top агентства «Infoline-Аналитика» (есть у «Ъ»). При этом первое место в рейтинге за третий квартал заняла ФГК, увеличившая перевозки на 20,7%, до 53,3 млн тонн, тогда как ПГК перевезла на 6,5% меньше – 43,2 млн тонн. На третье место в квартале по перевозкам вышел Globaltrans с ростом на 8,1%, до 25,5 млн тонн, обойдя «Нефтетранссервис», перевозки которого упали на 7,6%, до 25,1 млн тонн. По итогам девяти месяцев наибольшую положительную динамику показали «Восток 1520» (128%, 16,6 млн тонн, 11-е место) и «Новотранс» (107,4%, 25,5 млн тонн, седьмая позиция). Также нарастить объемы удалось СУЭК, РТК, «Газпромтрансу» и Globaltrans, а сократилась перевозки у «ЛУКОЙЛ-Транса», «Нефтетранссервиса» и «Трансойла».

В ПГК «Ъ» сообщили, что два года назад, «когда появились риски предстоящего списания вагонов, ПГК настроилась на достижение большей рентабельности меньшими активами». Результатом этого стали долгосрочные сервисные контракты с ключевыми грузоотправителями, технологии снижения срока оборота вагонов и порожнего пробега, диверсификация бизнеса и разработка новых услуг, включая промышленную логистику. В ФГК ситуацию не комментируют. В начале ноября глава компании Алексей Тайчер заявлял, что компания нацелена на массовый сегмент, и уточнял, что планируется купить до 20 тыс. вагонов (90% – полувагоны и универсальные платформы), а всего в 2017 году будет списано порядка 12 тыс. вагонов.

Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук говорит, что ФГК смогла заметно улучшить показатели благодаря приходу новой команды, ранее работавшей в ПГК: она начала вести «агрессивную профессиональную деятельность», имея возможности по наращиванию парка, в том числе за счет аренды. Кто именно станет лидером по итогам года среди операторов, пока прогнозировать сложно, но конкуренция между ПГК и ФГК будет только усиливаться, заключает эксперт.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что по итогам года ФГК станет лидером и по перевозкам, и по грузообороту. Компания в 2016 году завершила основной цикл списания парка (почти 20 тыс. единиц) и продолжила увеличивать долю рынка, став центром консолидации парков «УВЗ-логистик» (лизинг у «Сбербанк лизинга» и «Газпромбанк лизинга») и «ВЭБ-лизинга», говорит эксперт. ФГК также повысила гибкость за счет привлечения средств для инвестпрограммы в рамках сделки возвратного лизинга с «Газпромбанк лизингом». Господин Бурмистров напоминает, что контракт ФГК с Уралвагонзаводом на покупку за три года до 24 тыс. инновационных полувагонов по низкой цене – менее 2,2 млн руб. без НДС. Ключевым вызовом для ФГК в 2017 году будет заключение договора долгосрочной аренды парка «УВЗ-логистик» (сейчас он в краткосрочной аренде и на него могут появиться другие претенденты).

По расчетам «Infoline-Аналитики», ПГК в 2016 году спишет около 40 тыс. вагонов, пройдя пик списания по полувагонам, и в ближайшие два года всего выведет не более 25 тыс. единиц (до 50% – нефтецистерны). Михаил Бурмистров подчеркивает, что из-за высокой долговой нагрузки (на начало года – 65,8 млрд руб., в 2016 году предстоит выплатить 40,6 млрд руб.) ПГК весьма консервативна в инвестпрограмме, особенно по закупке инновационных вагонов. Но компания может активизировать инвестиции в 2017 году, привлекая средства за счет биржевых облигаций до 100 млрд руб., замечает эксперт. Серьезный вызов для ПГК связан с продлением аренды 6 тыс. полувагонов у «ВТБ-лизинга».

ВЕДОМОСТИ; АННА ЗИБРОВА; АЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВА; 20.11.2016; ФАС ВОЗБУДИЛА ДЕЛО ПРОТИВ РЖД И ЕЕ «ДОЧКИ» – ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГРУЗОВОЙ КОМПАНИИ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает Федеральную грузовую компанию (ФГК) и ее материнскую компанию – РЖД в необоснованном завышении ставок на предоставление вагонов для перевозки минерально-строительных грузов. ФАС возбудила дело, компании могли злоупотребить доминирующим положением на рынке, сообщило ведомство.

В апреле ФАС разрешила ФГК взять в аренду парк «УВЗ-логистики», выдав РЖД и ФГК предписание не повышать цену на предоставление вагонов свыше 7%.

По данным ведомства, с 1 января по 1 августа рост стоимости услуг ФГК по предоставлению полувагонов для внутрироссийских перевозок минерально-строительных грузов составил до 38%. При этом ставки на предоставление вагонов отдельным грузоотправителям в период с июня 2015 г. по июнь 2016 г. выросли в 2,2–2,5 раза.

«ФГК является ценовым лидером рынка услуг по предоставлению полувагонов для перевозки грузов, иные участники рынка ориентируются на компанию при определении цен на свои услуги. Таким образом, необоснованное повышение цен создает предпосылки для роста ставок других операторов вагонного парка. В ведомстве не исключили, что список ответчиков по делу может расшириться», – говорится в пресс-релизе. Если будет доказано, что ФГК и РЖД злоупотребили доминирующим положением, это может грозить им штрафами в размере от 1 до 15% выручки, полученной на рынке, где произошло нарушение.

В конце октября ФАС возбудила против ФГК административное дело за нарушение поведенческих условий, выданных при аренде парка «УВЗ-логистики», писал «Коммерсантъ». На действия ФГК жаловались расположенные в Липецкой области Хмелинецкий и Ольшанский карьеры, подконтрольные «Руснерудпрому», сообщал «Интерфакс».

РЖД рассылала грузоотправителям индекативные цены на предоставление вагонов под перевозку строительно-минеральных грузов, объясняет человек в ФАС участие в деле монополии. РЖД и ФГК предоставят свои позиции после изучения материалов дела, говорят их представители.

Под управлением ФГК находится 22% от общего парка полувагонов, сообщила компания: «Наличие более 450 игроков, на долю которых приходится 78% рыночного сегмента, со всей очевидностью свидетельствует о высокой конкурентности рынка». ФГК предоставляет вагоны по рыночной цене и не имеет возможности в односторонне