X

Внедрение инновационных технологий в рамках разрабатываемой Стратегии развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года

На сегодняшний день в рамках разрабатываемой под руководством АНО «ДМТУ» Стратегии развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года подготовлен Технологический прогноз внедрения цифровых и инновационных технологий в транспортный комплекс Москвы и Московской области. Помимо этого, сформирована Концепция цифровизации транспортной системы Москвы и Московской области.

  1. Цифровая трансформация транспортного комплекса Московского региона направлена на решение следующих задач:
  2. Формирование единых стандартов хранения и обработки данных;
  3. Комплексное повышение безопасности транспортных процессов, исключение человеческого фактора;
  4. Повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры;
  5. Повышение качества транспортного планирования и оперативного управления транспортной системой, повышение эффективности использования средств, выделяемых на развитие и функционирование транспорта;
  6. Повышение экологичности транспортных процессов;
  7. Повышение качества транспортных услуг и информирования пользователей транспортной системы.

Ключевые проекты цифровой трансформации транспортной системы Москвы и Московской области.

1. Единая программа комплексной кибербезопасности транспортного комплекса Москвы и Московской области.
Уже в ближайшие годы проблема кибербезопасности транспортных систем станет значимой составляющей общей проблемы транспортной безопасности. А по мере внедрения подключенных технологий данная составляющая станет доминирующей.

2. Развитие пассажирских сервисов типа MaaS («мобильность-как-услуга»). Требуется дальнейшее развитие сервисов «Московский транспорт» и аналогов. Все виды транспорта (включая велосипед и электросамокат) должны быть интегрированы в единую систему. Оплата поездки должна позволять приобретать единый билет на мультимодальную поездку. В приложении должна быть возможность выбора маршрута, соответствующего заданным критериям: стоимость, время поездки, количество пересадок и др.

3. Полигон УДС для тестирования технологий DRT (общественный транспорт по запросу).
Развитие технологий автобусного беспилотного транспорта «по вызову» (Bus-on- demand, «Uber-автобус») дает возможность обеспечить качественный транспортный сервис при низкой плотности населения. В качестве полигона DRT (перспектива 2025 года) может быть выбрана субурбанизированная территория, не имеющая обслуживания внеуличным транспортом. В качестве пилотных полигонов для апробации этого сервиса можно предложить дачные и коттеджные поселки Новой Москвы, поселки в районе Новорижского шоссе и Минского шоссе, расположенные между МКАД и ЦКАД. Затем этот опыт может быть распространён на всю территорию МТУ, и, в частности, на периферийных территориях Московской области, где запуск регулярного традиционного маршрутного сообщения не является экономически оправданным. Также необходимо предусмотреть возможность координации с подобными транспортными системами, которые могут появиться на территории Сколково, Рублево-Архангельского («Умный город» ПАО Сбербанк).

4. Создание единой системы управления городским движением.
Перспектива 2030-2035 гг. Единая система управления городским движением будет иметь информацию обо всех перемещениях, осуществляемых в режиме онлайн, оптимизировать алгоритм сопряжения всех возможных треков с точки зрения оптимизации нагрузки на транспортную инфраструктуру, времени сообщений и иных параметров потоков.

5. Пилотная зона тестирования автоматизированного каршеринга.
Не позднее 2023 года следует начать тестирование технологии беспилотного каршеринга, сначала в режиме «самоподачи» и помощи водителю, а после 2025 года - тестирование полностью беспилотных пассажирских перевозок. В качестве пилотной зоны целесообразно рассмотреть центральную часть города Москвы и, в частности, районы с относительно невысокой интенсивностью движения - например, Хамовники, Пресненский, Басманный. При этом все парковочные места в пределах пилотной зоны должны быть оснащены цифровыми метками и датчиками. Дополнительным вариантом может быть пилотная зона на территории Рублево-Архангельского («Умный город» ПАО Сбербанк) или Сколково.

6. Стимулирование систем оплаты проезда на основе биометрических данных. Предполагается на отдалённую перспективу. Внедрение технологии возможно только после сбора всей необходимой биометрической информации от каждого жителя России и решения о внедрении технологии на уровне мэра города и губернатора области. Целесообразно планирование пилотных территорий для тестирования технологии.

7. Автодорожный полигон для тестирования беспилотных грузовых технологий.
Развитие технологий беспилотного грузового движения на основе внедрения технологий «электронных накладных» и мониторинга движения грузов позволит повысить эффективность и конкурентоспособность логистики в МТУ. Предлагаемый к реализации пилотный проект: коридор М-11 - ЦКАД - М-12 в границах Московской области с подъездами к узловым мультимодальным ТЛЦ Белый Раст и Восточный, а также с возможным ответвлением на ТЛЦ Ховрино через СВХ.

8. Внедрение системы автоматизированного поиска свободного парковочного лота. Требуется дальнейшее развитие сервиса «Московский паркинг» и аналогов (в т.ч. на территории Московской области) для создания возможности резервации свободного парковочного лота и удобной оплаты за услугу через приложение. Как можно большее число парковочных лотов на открытых, закрытых и многоуровневых стоянках должны быть чипированы и оборудованы камерами наблюдения для передачи в приложение актуальной информации о наполненности парковочных пространств.

9. Формирование и нормативное закрепление воздушных маршрутов для организации движения беспилотных летательных аппаратов в Москве и Московской области.
Предлагается на отдалённую перспективу. Необходимо разрабатывать правила полетов с учетом безопасности движения беспилотников и других участников воздушного движения, решить нормативно-правовые вопросы, а также организовать цифровые воздушные коридоры, равно как и специальную инфраструктуру взлета-посадки.

Проект «Дорожной карты» внедрения цифровых технологий в транспортной системе Москвы и Московской области.
Проект «Дорожной карты» внедрения цифровых технологий в транспортной системе Москвы и Московской области.