В целях обеспечения перспективного пассажиропотока и улучшения транспортной ситуации, сложившейся в Московском транспортном узле, Правительство Москвы совместно с Правительством Московской области и ОАО «РЖД» реализует проект развития диаметральных маршрутов городского железнодорожного сообщения Московского транспортного узла.
Реализация указанного проекта позволяет улучшить транспортное обслуживание жителей Москвы и Московской области за счет перераспределения нагрузки на пригородном железнодорожном и наземном городском пассажирском транспорте, а также метрополитене и личном автомобильном транспорте.
Автономная некоммерческая организация «Дирекция Московского транспортного узла» осуществляет мониторинг хода реализации мероприятий по созданию диаметральных маршрутов пригородно-городского железнодорожного сообщения в Московском транспортном узле.
21 ноября 2019 года запущено движение по первым двум диаметрам: D-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово – Лобня) и D-2 «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск). Протяженность МЦД-1 составляет 52 км, на нем 25 станций. Протяженность МЦД-2 – 80 км, на нем 37 станций.
В 2023 году введены в эксплуатацию еще 2 диаметра: D-3 «Ленинградско-Казанский» (Крюково – Раменское) и D-4 «Калужско-Нижегородский» (Апрелевка – Железнодорожная). МЦД-3 связывает Ленинградское и Казанское направления Московской железной дороги. Его протяженность 85 километров, на нем 41 станция. МЦД-4 – самая протяженная ветка длиной 86 километров, на ней 36 станций. Диаметр объединяет 7 из 10 столичных железнодорожных вокзалов: Белорусский; Савеловский; Рижский; Ленинградский; Казанский; Ярославский и Курский.