X

Обзор прессы от 14.03.2016

14.03.2016

RG.RU; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; 11.03.2016; В АЭРОПОРТУ ДОМОДЕДОВО ПОДНЯЛИ ТАРИФЫ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ

В аэропорту Домодедово для авиакомпаний подняли цены. Индексация аэропортовых тарифов и сборов произошла на уровень инфляции, подтвердили «РГ» в воздушной гавани. И это ежегодное плановое мероприятие, сказали там. В целом уровень тарифов и сборов на единицу услуг зависит от расходов на поддержание и развитие соответствующей аэропортовой инфраструктуры, а также от объемов оказываемых услуг.
Это скажется на расходах авиакомпаний и себестоимости перевозки, отметила «РГ» пресс-секретарь одного из перевозчиков, который обслуживается в Домодедово, Анна Бажина.
Что касается конкретных цифр, то, например, размер сбора за взлет-посадку изменен на 30 рублей с 1 тонны взлетной массы. Согласно проведенным расчетам, это увеличит расходы авиакомпании в среднем на 20 рублей в пересчете на 1 пассажира или на сумму 2-2,5 тысячи рублей при обслуживании вылета рейса на среднемагистральном воздушном судне типа А319, пояснили в аэропорту.
Размер сбора за авиабезопасность увеличен на 39 рублей с 1 тонны взлетной массы. Это незначительно выше уровня накопленной инфляции в связи с расходами на модернизацию оборудования, которая была произведена московским аэропортом Домодедово в 2015 году. Так, в аэропорту была установлена дополнительная система охраны периметра, интегрированная с системой видеонаблюдения с инфракрасной подсветкой, а также был введен в эксплуатацию новый контрольно-пропускной пункт. В течение 2015 года приобретено и введено в действие 20 единиц сложного технического оборудования и более 100 малых спецсредств для досмотра пассажиров и посетителей аэровокзала.
Эти тарифы ранее регулировало государство, но в этом году Федеральная антимонопольная служба разрешила столичным аэропортам устанавливать свои собственные тарифы на взлет-посадку и авиабезопасность. Что касается других услуг, например, уборки салона самолета, то цену на них и до этого устанавливал сам аэропорт. Так, еще в прошлом году в столичном авиаузле начали считать нерегулируемые сборы в евро, отметил в беседе с «РГ» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

РИА НОВОСТИ/ПРАЙМ; 11.03.2016; АВИАКОМПАНИИ СОКРАТИЛИ ЧИСЛО РЕЙСОВ В РФ В 2015 ГОДУ НА 7,7%

Количество рейсов, обслуживаемых Госкорпорацией по организации воздушного движения (ОрВД) над территорией России, сократилось в 2015 году по сравнению с предыдущим годом на 7,7% – до 1,427 миллиона из-за ограничения полетов в Турцию, Египет и Украину, такие данные приводятся в отчете Минэкономразвития РФ о выполнении федеральной целевой и адресной инвестиционной программы по модернизации Единой системы организации воздушного движения РФ (2009-2020 годы).
По итогам 2015 года не достигнуты плановые значения по позиции «рост числа полетов, обслуженных аэронавигационной системой». «Невыполнение связано с закрытием полетов в Турцию, Египет и Украину», – говорится в отчете, копия которого имеется в распоряжении РИА Новости. В отчете приводится цифра планового показателя – 1,55 миллиона обслуживаемых самолетов за 2015 год и цифра фактически обслуженных рейсов – 1,427 миллиона.
Представитель Госкорпорации по ОрВД сообщил РИА Новости, что в прошлом году количество международных полетов в РФ снизилось на 11,69% и составило 0,743 миллиона, внутренних, наоборот, возросло на 10,26% и составило 0,683 миллиона.
«Количество международных полетов, действительно, снизилось в основном за счет закрытия воздушного сообщения с Турцией, Египтом и Украиной. Возросшее количество внутренних полетов полностью не смогло компенсировать это снижение», – сообщили РИА Новости в Госкорпорации по ОрВД.
По данным Росавиации, авиакомпании РФ в 2015 году сократили перевозки пассажиров на 1,2%, до 92,071 миллиона пассажиров.

РИА НОВОСТИ; 11.03.2016; ГРУЗООБОРОТ МОРСКИХ ПОРТОВ РФ В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ ВЫРОС ДО 105,9 МЛН ТОНН

Грузооборот морских портов России в январе-феврале 2016 года увеличился на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 105,9 миллиона тонн, сообщила Ассоциация морских и торговых портов (АСОП).
Объем перевалки сухогрузов составил 45,6 миллиона тонн (рост на 8%), в том числе: угля – 18,1 миллиона тонн (рост на 5,5%), грузов в контейнерах – 6,3 миллиона тонн (рост на 2,4%), черных металлов – 4,4 миллиона тонн (рост на 0,1%), зерна – 4,4 миллиона тонн (рост на 34,3%), грузов на паромах – 3,3 миллиона тонн (рост на 26,2%), минеральных удобрений – 2,5 миллиона тонн (рост на 11,3%), руды – 1,1 миллиона тонн (рост в 1,9 раза), лесных грузов – 0,9 миллиона тонн (рост на 5,8%), цветных металлов – 0,6 миллиона тонн (рост на 16,3%) и рефгрузов – 0,5 миллиона тонн (рост на 8,5%), металлолома – до 0,5 миллиона тонн (падение на 35,9%).
Объем перевалки наливных грузов уменьшился до 60,3 миллиона тонн (падение на 1%), в том числе нефтепродуктов – до 22,1 миллиона тонн (падение на 9%), сжиженного газа – до 2 миллионов тонн (снижение на 11,8%), в то же время, перевалка сырой нефти выросла на 5,6%, до 35,6 миллиона тонн.
Экспортных грузов перегружено 85,9 миллиона тонн (+1,8%), импортных грузов – 4,5 миллиона тонн (-5,0%), транзитных – 8,1 миллиона тонн (+6,5%), каботажных – 7,3 миллиона тонн (+15,7%).
Грузооборот портов северо-запада
Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 6,3 миллиона тонн грузов, что на 16,5% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Увеличился объем перевалки сухогрузов – до 3,8 миллиона тонн (+7,3%), наливных грузов – до 2,5 миллиона тонн (+34%). Грузооборот порта Мурманск увеличился до 4 миллионов тонн (+20,6%), Варандей – до 1,2 миллиона тонн (+20,0%). В то же время, объем перевалки грузов порта Архангельск уменьшился до 0,6 миллиона тонн (-17,6%).
В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 36,7 миллиона тонн (+0,7%), в том числе объем наливных грузов вырос до 23,9 миллиона тонн (+2,2%), а сухогрузов – уменьшился до 12,8 миллиона тонн (-2%). Увеличился объем перевалки грузов в портах Усть-Луга – до 14,4 миллиона тонн (+5,9%) и Приморск – до 10,3 миллиона тонн (+4,7%). Снизили грузооборот Большой порт Санкт-Петербург – до 7,5 миллиона тонн (-7%), Высоцк – до 2,3 миллиона тонн (-10,2%) и Калининград – до 2 миллиона тонн (-7,7%).
Грузооборот портов юга
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 35 миллионов тонн (+0,9%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 13,4 миллиона тонн (+17%), а наливных – уменьшилась до 21,6 миллиона тонн (-7,1%). Увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новороссийск – до 21,9 миллиона тонн (+2,9%), Ростов – до 1,3 миллиона тонн (+9%), Керчь – до 1,1 миллиона тонн (+28,1%), Азов – до 0,8 миллиона тонн (+31,7%) и Ейск – до 0,5 миллиона тонн (+11,8%). Уменьшился грузооборот портов Туапсе – до 3,8 миллиона тонн (-11,5%), Кавказ – до 2,7 миллиона тонн (-7,0%) и Тамань – до 1,9 миллиона тонн (-2,9%).
В Каспийском бассейне в морских портах было перегружено 1,2 миллиона тонн грузов (-1,7%), из них наливных – 0,6 миллиона тонн (-11,8%), сухогрузов – 0,6 миллиона тонн (+10%). Объем перевалки грузов порта Астрахань увеличился на 26,9%, до 0,5 миллиона тонн, порта Махачкала – сократился на 13,3%, до 0,6 миллиона тонн, порта Оля – снизился в 2,5 раза.
Грузооборот портов Дальнего Востока
В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 26,8 миллиона тонн (+5,3%), их них сухогрузов – до 15 миллионов тонн (+10,1%), а перевалка наливных грузов осталась на уровне аналогичного периода 2015 года и составила 11,8 миллиона тонн. Увеличили грузооборот порты Восточный – до 10 миллиона тонн (+1,5%), Ванино – до 4,3 миллиона тонн (+15,8%), Находка – до 3,6 миллиона тонн (+15,7%), Де-Кастри – до 1,9 миллиона тонн (+16,9%) и Посьет – до 1,3 миллиона тонн (+29,6%). Сократился объем перевалки грузов в морских портах Пригородное – до 2,4 миллиона тонн (-13,9%) и Владивосток – до 2 миллионов тонн (-1,3%).

ИНТЕРФАКС; 11.03.2016; СОВЕТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЖД ПРЕДЛАГАЕТ ЗАПРЕТИТЬ МОНОПОЛИИ ПОВЫШАТЬ ТАРИФЫ В 2016 Г

Совет потребителей ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) предлагает запретить монополии в 2016 году повышать свои тарифы в рамках «ценового коридора», следует из сообщения, опубликованного на сайте Открытого правительства РФ по итогам заседания Совета 3 марта под председательством его главы Ильи Южанова.
«По итогам обсуждения было принято решение считать целесообразным ввести запрет в 2016 г. на установление тарифов на перевозку грузов, в том числе в рамках «тарифного коридора», значения которых превышают показатели прейскуранта «10-01» (содержит установленную государством стоимость услуг РЖД – ИФ)», – отмечается в пресс-релизе. Члены Совета потребителей считают такое решение «оптимальным с учетом общей сложной экономической ситуации» и индексации тарифов в 2016 г. на 9%.
При этом клиенты монополии отметили «негативные – с учетом сложившейся конъюнктуры внешних рынков – последствия» от дополнительного повышения «Российскими железными дорогами» экспортных тарифов на 13,4% для ряда отраслей промышленности. Отмечается, что в результате суммарного увеличения тарифной нагрузки в 2016 г. наблюдается значительное снижение перевозок по железной дороге.
Право варьировать стоимость своих услуг в рамках «ценового коридора» (от «минус 12,8%» до «плюс 13,4%» к действующим ставкам, установленным государственным регулятором) «Российские железные дороги» получили в 2013 г. (ранее этим занималось Федеральная служба по тарифам РФ, полномочия которой в 2015 г. переданы Федеральной антимонопольной службе РФ).
В 2015 г. РЖД повысили экспортные тарифы на грузоперевозки всех грузов на 13,4%. Впоследствии надбавка была снижена на транспортировку угля за рубеж (до 1,3%), а также черных металлов (на I квартал 2016 г. при сохранении объемов перевозок на уровне того же периода 2015 г.; при транспортировке на расстояние более 5 тыс. км через участки Уссурийск-Барановский или Комсомольск-сортировочный – Ландыши введена 1,1%-ная скидка).
Согласно сообщению Совета потребителей, также его участники на заседании 3 марта «большинством голосов» не поддержали предложение увеличить до 8 тыс. км расстояние, на котором нижняя граница «тарифного коридора» может быть опущена по отдельным видам грузов – как и идею опустить ее «более чем на 25% для повышения конкурентоспособности по сравнению с автомобильным транспортом».
В 2013 г. в рамках общего «тарифного коридора» РЖД получили возможность давать скидку на «коротких плечах» (до 1,1 тыс. км), снижая тарифы в пределах 21,5%. В то же время, в феврале 2016 г. ФАС опубликовала проект приказа, опускающего нижнюю границу «коридора» с «минус 21,5%» до «минус 25%» и увеличивающего предельное расстояние перевозок для такого дисконта с 1,1 тыс. до 3 тыс. км. Нормативный акт предполагалось подготовить для «более активного применения гибких тарифных решений, повышения конкурентоспособности ж/д транспорта, прироста выручки за счет возврата грузов» на этот вид транспорта. Планировалось, что он вступит в силу в марте.
Однако в конце февраля поступило предложение увеличить предельное расстояние перевозок, при котором РЖД могут давать 25%-ную скидку, до 8 тыс. км (собеседник агентства в Совете потребителей, правда, говорит, что речь шла о праве давать скидку более чем на 25%). Источник «Интерфакса», знакомый с деятельностью ведомства, отмечал, что эту идею, в частности, поддерживали «Российские железные дороги» и российские металлургические компании. Впрочем, в итоге ФАС пошла еще дальше и выразила готовность вообще отменить для высоко– и среднедоходных грузов ограничения по расстоянию для 25%-ной скидки. «В соответствии с поручениями правительства РФ подготовлено решение (сдвинуть – ИФ) до «минус 25%» нижнюю границу «ценового коридора» для грузов II-III тарифного классов без ограничения расстояния», – говорил «Интерфаксу» представитель ведомства.
В пятницу ФАС опубликовала соответствующий проект на портале для размещения информации о разрабатываемых нормативных актах и их общественного обсуждения regulation.gov.ru. В справке к документу говорится, что вопрос прорабатывался по поручению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова от 3 марта – «для обеспечения равной транспортной доступности грузоотправителей к характерным рынкам сбыта, независимо от дальности перевозки». «Для более активного применения организациями ж/д транспорта гибких тарифных решений, повышения (его – ИФ) конкурентоспособности, прироста выручки за счет возврата грузов, ФАС предлагает расширение нижней границы до 25% на всех поясах дальности при перевозках грузов II и III класса. Для этого приложение к приказу, устанавливающему размеры ценовых пределов, (должно быть – ИФ) дополнено новым разделом», – отмечает ведомство.
Собеседник «Интерфакса» в Совете потребителей отметил, что 3 марта официально обсуждалось именно фактически подготовленное к тому времени решение по 25%-ной скидке на расстояния до 8 тыс. км. Хотя на заседании и звучали реплики о том, что в таком случае могут быть поставлены в неравные условия предприятия, продукция с которых перевозится в пределах 8 тыс. км и на расстояние большие этой дальности.
«В ходе обсуждения отмечалось отсутствие по данному предложению методического обоснования, без которого невозможно оценить его соответствие принципам построения прейскуранта «10-01» и всей действующей тарифной системе. По мнению членов Совета потребителей, расширение границ тарифного коридора более чем на 40% от значений «прейскуранта» приведет к существенному росту рисков для промышленности, в том числе в результате непрогнозируемости тарифных решений РЖД», – говорится в сообщении.
Также в ходе заседания Советом обсуждался вопрос о корректировке регламента монополии от 2013 г. о порядке подготовки и принятия тарифных инициатив. Было решено предложить правительству РФ и монополии скорректировать этот документ, чтобы упростить согласование тарифных предложений от сторонних организаций, а также исключить избыточные требования к технико-экономическому обоснованию и перечню необходимых для рассмотрения материалов. Кроме того, по мнению Совета, нужно определить порядок участия заявителей в прохождение его инициатив в структуре РЖД и уточнить сроки рассмотрения заявлений. Также предложения по корректировке предполагают включение Совета потребителей в процедуру внешнего согласования тарифных решений «Российских железных дорог».
Совет потребителей – совещательно-консультационный орган, созданный для доведения до сведения регуляторов и РЖД позиции потребителей по инвестиционным программам и тарифам на услуги естественной монополии для достижения баланса интересов участников перевозочного процесса. Совет функционирует при правительственной комиссии по транспорту, которую возглавляет вице-премьер РФ Аркадий Дворкович (он же является председателем совета директоров монополии).

ИНТЕРФАКС; 14.03.2016; «РЕШАЮЩИМ ФАКТОРОМ» РИСКА НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РФ ОСТАЕТСЯ СОСТОЯНИЕ РЕЛЬСОВ – РЖД

«Решающим фактором» риска на железнодорожной инфраструктуре в РФ продолжает оставаться состояние рельсового хозяйства, пишет корпоративное издание ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD) по итогам ежемесячного селекторного совещания со ссылкой на вице-президента компании Шевкета Шайдуллина.
«На сети с начала года заметно выросло количество остродефектных рельсов. В связи с этим необходимо обеспечить использование факторного анализа и особенно тщательно планировать работу на тех дистанциях пути и участках, которые находятся в зоне высокого риска», – отмечает газета.
Президент РЖД Олег Белозеров также указал на «низкий уровень взаимодействия между дорогой и производственными подразделениями, ревизорскими службами». «Считаю, что это системная проблема. Этот вопрос касается, в том числе, и нашего центрального аппарата», – заявил он. Кроме того, в период «выхода из зимы» важно усилить контроль состояния пути и обратить внимание на содержание участков с просроченным ремонтом, дефектными шпалами и креплениями, «больным» земляным полотном и кривыми малого радиуса, отмечено на совещании.
Издание подчеркивает, что компания считает безопасность движения «безусловный приоритетом», добавляя, что в целом в феврале количество транспортных происшествий на инфраструктуре, за которые был ответственен холдинг РЖД, снизилось на 15%.

ВЕДОМОСТИ; ЮРИЙ НЕХАЙЧУК, ЕЛИЗАВЕТА БАЗАНОВА; 13.03.2016; КОНСТИТУЦИЯ «ПЛАТОНА»

Нарушает ли «Платон» Конституцию, проверит Конституционный суд. Если он не признает платеж налогом, может возродиться параллельная налоговая система, предупреждают эксперты
Конституционный суд (КС) принял к рассмотрению запрос о соответствии Конституции законодательства о введении платы за проезд тяжелых грузовиков, рассказал один из заявителей, депутат от КПРФ Вадим Соловьев.
Плата за «Платон» не соответствует ст. 57 Конституции, поскольку введена постановлением правительства, а не Налоговым кодексом или другим законом о налогах и сборах, говорилось в заявлении 92 депутатов КПРФ в КС. Сам суд неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом, напоминают авторы запроса.
До 10 апреля должна быть определена дата публичного заседания по делу, возможно, в апреле, отмечает представитель КС. Заключение на запрос должна дать Генпрокуратура. Ее представитель не ответил на вопрос о готовности заключения. Вероятно, на заседание будут приглашены представители Минтранса, Минэкономразвития, уполномоченного по правам предпринимателей и ТПП, добавляет представитель КС.
КС еще не запрашивал позицию Минюста и Минэкономразвития, говорят представители обоих министерств. Обсуждать позицию правительства пока преждевременно, замечает полномочный представитель правительства в КС Михаил Барщевский. В Минтрансе ждут выводов суда, говорит представитель ведомства. Представитель «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) – оператора «Платона» (принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест») – не ответил на запрос.
Хотя «Платон» помогает уйти от нечестной конкуренции и нелегальных перевозок, в кризис такие механизмы не вводятся, замечает бизнес-омбудсмен Борис Титов, запущен «Платон» был совершенно не вовремя. Но отменять систему не имеет смысла – вложены огромные средства, говорит Титов, а главное требование бизнеса услышали: тариф на проезд снижен.
«Платон» запущен с 15 ноября, проезд 1 км федеральной трассы обходится грузовику (массой более 12 т) в 1,53 руб., тариф действует до осени (прежний график предполагал его повышение до 3,06 руб. с 1 марта). Система стала причиной недовольства водителей по всей стране.
Плата за «Платон» содержит все признаки налоговых платежей, но законом о ее ведении не установлен ни один ее существенный элемент: объект и база, ставка или критерии ее определения, порядок и сроки уплаты в бюджет, не соблюдены конституционные принципы справедливости и соразмерности налогообложения, нет экономического обоснования сбора, не учтена фактическая способность к уплате налога, считает профессор Высшей школы экономики Елена Лукьянова. У налога есть четыре признака: обязательность, безвозмездность, принудительность и безвозвратность платежа, перечисляет управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Еще один формальный признак – поручение президента отменить для большегрузов транспортный налог из-за запрета двойного налогообложения, замечает он. Платеж обязательный и предназначен для финансирования затрат, связанных с выполнением государством его функций, говорит и партнер «ФБК Право» Галина Акчурина, а введен с нарушением Налогового кодекса и Конституции.
С другой стороны, платеж – условие для проезда по дорогам общего пользования, что характерно для сборов, продолжает Акчурина. «Да, грузовики ездят по дорогам, но и граждане ходят по улицам, можно было бы ввести сбор за проход по Тверской улице», – иронизирует Пепеляев.
Если КС признает, что сбор платы с тяжелых грузовиков нельзя считать налогом, может возродиться скрытая параллельная налоговая система, опасается Пепеляев. Похожая ситуация сложилась в конце 90-х гг., вспоминает он, в 1996–1997 гг. КС уже отменял своими решениями замаскированные под сборы налоговые платежи, например пограничный сбор за оформление на границе. С тех пор появилось 50 обязательных неналоговых платежей, подсчитали эксперты ТПП. Нужен реестр публичных платежей, которые формально не подпадают ни под налоги, ни под сборы, считает Акчурина. Необходимо провести их инвентаризацию и упорядочить, чтобы можно было оценить реальную нагрузку на бизнес, продолжает она. В марте президент Владимир Путин поручил ТПП, Агентству стратегических инициатив и правительству подготовить дорожную карту по неналоговым платежам: разработать единые подходы.
Отменить «Платон», включив сбор в топливный акциз, предлагал в декабре президентский Совет по правам человека. С 1 апреля акциз на бензин вырос на 2 руб., на дизтопливо – на 1 руб. С небольшим интервалом введен «Платон» и повышены акцизы, возмущен член общественного совета при Минтрансе.

ВОЛГАНЬЮС; 11.03.2016; ДЕПУТАТЫ ОЗНАКОМИЛИСЬ С ХОДОМ СТРОИТЕЛЬСТВА ФРУНЗЕНСКОГО МОСТА

На АО «Самарский электромеханический завод» 11 марта состоялось выездное мероприятие комитета по строительству и транспорту губернской думы. На нем министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин рассказал о ходе строительства Фрунзенского моста.
В прошлом году на начало строительства моста было выделено 500 млн рублей. Иван Пивкин отметил, что сейчас в стадии оформления находится постановление правительства РФ о выделении целевых денег в размере 1,2 млрд руб. на строительство мостового перехода, всего в бюджете заложено на эти цели 2 млрд рублей.
Об этом также говорил и министр транспорта РФ Максим Соколов, который 4 марта посетил Самарскую область с рабочим визитом.
«Этот объект может претендовать на поддержку федерального бюджета за счет тех денег, которые собираются по системе «Платон», – отметил Максим Соколов. – Хотя по итогам этого года сборы будут меньше, чем ожидалось, но в любом случае средства будут доводиться на такие и аналогичные проекты в субъектах Федерации. Чем больший объем работ будет выполнен, тем больше оснований для получения трансфертов».
По словам Пивкина, сейчас идет работа по четырем опорам на реке Самара и по трем – на озере Банное, а также возводится земляное полотно из песка на участке между двумя мостами.
«Мы рассчитываем, что при должном финансировании мы откроем движение по мосту в 2018 году», – заявил министр.
Кроме того, он отметил, что будет рассмотрена целесообразность сохранения трамвайного движения около завода. Решение об этом будет принимать департамент транспорта администрации Самары.
«Проект Фрунзенского моста обсуждается давно. Мост по ул. Главная перегружен и проехать по нему в час пик очень сложно. Поэтому Фрунзенский мост очень важен для городского округа, и надеемся, что его строительство будет осуществляться в те сроки, которые обозначены, – отметил председатель комитета по строительству и транспорту Самарской губдумы Владимир Купцов. – И, конечно же, нам важно узнать мнение людей по этому проекту, потому что им здесь жить, и им должно быть удобно».

ИНТЕРФАКС; 11.03.2016; ИСТОРИЯ С ТРАНСАЭРО ПОКАЗАЛА ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ В СЛУЧАЕ УТРАТЫ ГОСКОНТРОЛЯ В АЭРОФЛОТЕ – СОКОЛОВ

Прошлогодняя история с остановкой «Трансаэро» (MOEX: TAER), когда только оперативное использование ресурсов «Аэрофлота» предотвратило социальный взрыв из-за прекращения полетов второго по величине авиаперевозчика, подчеркивает риски утраты госконтроля в компании, считает глава Минтранса РФ Максим Соколов.
У государства в «Аэрофлоте» 51,17% акций, еще в 2014 г. вышел президентский указ, санкционирующий размывание госдоли до 50% + 1 акция. Тогда же Росимущество планировало сделку, в рамках которой одновременно с размещением небольшой допэмиссии, размывающей госдолю до контроля, предполагалось продать квазиказначейский (принадлежащий «дочке» самого «Аэрофлота») пакет и, возможно, пакет госкорпорации «Ростех» – всего 8-9% акций на $200-300 млн. «Аэрофлот» (MOEX: AFLT) даже провел отбор юридических консультантов и инвестбанков для сопровождения «дорожной карты» приватизации (соответственно Debevoise & Plimpton и Sberbank CIB с JP Morgan), однако до сих пор эти планы не реализовались.
В начале февраля совещание по приватизации, к активизации которой на фоне падения нефтяных доходов бюджета призывает финансово-экономический блок правительства, проводил Владимир Путин. Глава «Аэрофлота» был одним из участников совещания.
Как сообщил «Интерфаксу» М.Соколов, «сейчас нет окончательного решения о начале приватизационных процедур, поэтому говорить об этом пока преждевременно».
«Необходимо все очень тщательно взвесить, все риски, в том числе, связанные с использование ресурса «Аэрофлота», как единственной крупной авиакомпании с госучастием, национального перевозчика. События прошлого года, в том числе, ситуация с банкротством нашей второй крупнейшей авиакомпании «Трансаэро», показали, что наличие у правительства такого ресурса позволяет мгновенно решить большую социальную проблему, связанную с необходимостью финансирования перевозки пассажиров или выплаты им стоимости билетов по отмененными маршрутам», – заявил министр.
«Аэрофлот» мобилизовал средства, которых, естественно, не было в бюджете РФ, утвержденном год назад, это порядка 17 млрд рублей. И изыскать из резервных источников такую сумму было бы практически невозможно в короткие сроки. Благодаря тому, что «Аэрофлот» получил соответствующие директивы правительства, совет директоров проголосовал за это решение. Это позволило – впервые в истории отечественной авиации и редкий случай в мировой – в короткие сроки и в бесконфликтном режиме перевезти всех пассажиров, не вызвав социального взрыва», – отметил М.Соколов.
Лишившись контроля, государство уже не сможет в случае необходимости провести аналогичное решение, констатировал глава Минтранса. «Авиация – мировая, а не только российская, – находится в непростой ситуации, показатели рентабельности очень пограничные. Тем более мы видим сильное сокращение международных перевозок, хотя внутренний рынок и растет. В этой ситуации отказываться от такого ресурса, который позволяет быстро принимать решения, теоретически возможно, но необходимо проработать вопрос и подстраховаться», – сказал он.
Отвечая на вопрос, действительно ли сейчас изучается вариант с продажей 25% акций «Аэрофлота» (именно такой пакет, по сведениям источников газеты Financial Times, хочет приобрести Аркадий Ротенберг, сам предприниматель интерес к «Аэрофлоту» опровергает), М.Соколов сказал: «В министерстве такой вопрос не рассматривается».
«Но в любом случае решение всё равно за правительством», – добавил он.